Главная
→ Новости → Новости "ЗАРУБЕЖ"
Легко ли быть оператором
О ситуации на турецком рынке и работе операторов в сезоне рассуждает Джошкун ЮРТ, генеральный директор компании Coral Travel.
- Г-н Юрт, ваши коллеги жалуются на не слишком удачный сезон в Турции. У вас есть подобные проблемы?
- У нас нет убытков, о которых говорят многие, но мы недополучим запланированную прибыль. Причем это касается не только Турции или Египта - по-моему, проблемы есть везде из-за повышения стоимости авиатоплива, низкого курса доллара, инфляции. На всех направлениях выросла себестоимость туров, поэтому по объективным причинам сложно будет получить ожидаемую прибыль.
- Но на турецком направлении стоимость пакетов выросла особенно сильно.
- На самом деле, цены выросли на всех направлениях, просто Турция более заметна, как самое массовое. Наши пакеты в Турцию, например, выросли примерно на 33%, сейчас средняя стоимость тура составляет $1220. Но в рублях, в связи с разницей в курсе доллара, это повышение значительно меньше. Кстати, и в Египте предстоящей зимой повышение составит около 30%. Возвращаясь к Турции, в феврале, когда мы заключали договоры с авиакомпаниями, стоимость авиабилетов повышалась для нас по сравнению с 2007 годом на 30%, а к началу сезона разница в цене составляла уже 65-70% из-за увеличения стоимости авиатоплива. При этом 40% туров на июнь было забронировано до середины апреля. То есть, либо мы, либо туристы вынуждены были доплачивать.
- И кто доплачивал?
- Если тур был оплачен полностью, возмещали разницу мы, если оплата не была внесена, туристы доплачивали сами.
- А что говорят о ходе сезона в турецких гостиницах?
- Задача любой гостиницы - получить свои деньги, это же торговля. Но проблемы с загрузкой у некоторых отелей действительно есть из-за неверно рассчитанных и, соответственно, завышенных цен, кроме того, гостиницам нелегко из-за инфляции и падения курса доллара. Они теряют на этом большие деньги, но боятся переходить на евро, чтобы не потерять туристов.
- Отели снизили цены, увидев, что спрос ниже ожидаемого?
- Да, это пришлось делать после июня тем отелям, которые изначально завысили цены. Когда мы заключали контракты перед началом сезона, таковых было примерно 30%. Кстати, когда заключались договоры, цены повысились по сравнению с прошлым годом на 25-30%, а сейчас, после корректировки, среднее повышение составляет не более 20%, и это, я считаю, нормально.
- Вы можете влиять на цены гостиниц при заключении договоров?
- Конечно, мы ведем переговоры с теми отелями, которые некорректно рассчитывают цены. Если берем номера на гарантию и тем более получаем эксклюзивные права на продажу, мы договариваемся. И, кстати, если нам удается договориться с гостиницей по цене, то не бывает и проблем с продажами. Скажем, наши отели Sungate и Xanadu в этом году грузятся хорошо.
- Можно ли говорить, что Турция пострадала от снижения спроса больше других направлений?
- Я не могу сказать, что она пострадала. Скорее, у операторов были слишком высокие ожидания. По статистике аэропорта Антальи, с начала года до конца июля поток из России вырос по сравнению с прошлым годом на 27,6% или в числовом выражении на 275 тыс. человек. Для сравнения, это весь поток в Грецию за прошлый год. Так что результаты неплохие. У нас рост потока по сравнению с прошлым годом составил 40%. Но рейсов мы ставили в расчете на 50%-ный рост, часть их пришлось снять.
- Вы считаете, на сезон повлияли только высокие цены и инфляция? История с «Детуром» здесь ни при чем?
- Не думаю, что проблемы с одним оператором могут повлиять на спрос. Пока эта тема широко обсуждалась, агентства волновались. Но сейчас они уже перестали задавать вопросы. И потом, шума по поводу «Детура» было не так уж много. Реальные сложности возникли у тех, кто купил туры на поздние даты и не улетел. Те, кто уже приехал в Турцию, особенно не пострадали. Я могу об этом говорить с полной ответственностью, потому что мы сами приняли активное участие в работе с клиентами «Детура». Возвращали в Россию почти всех туристов, причем нам самим пришлось разыскивать этих людей, так как не было полных списков клиентов этого оператора. В аэропортах поставили людей, чтобы их «отлавливать». На рейсах в Анталью «Детур» брал у нас блоки, так что билеты у туристов все равно были наши, но мы возвращали туристов «Детура» и из Антальи с чужими авиабилетами, и с Эгейского побережья, где «Детур» вообще не брал у нас перевозку.
- И сколько всего вы вывезли людей?
- Около 600. Насколько я знаю, «Детур» специально сокращал объемы, зная о возможных трудностях. В начале сезона, судя по объему взятых блоков, их поток был в два раза выше.
- Неужели никто из операторов не знал о том, что у «Детура» проблемы?
- Нельзя сказать, что у них были серьезные проблемы. Многие операторы договариваются с гостиницами о том, чтобы оплатить часть долга за лето, обычно не более 10%, после зимы, чтобы иметь возможность заработать эти деньги за следующий сезон. Гостиницы идут навстречу, чтобы не «давить» на оператора и чтобы он мог спокойно все заплатить. Эта система существует не только в Турции, но и на других направлениях. Но обычно, если долг становится выше 10%, доходит до 15 или 25%, гостиницы отказываются сотрудничать и требуют денег. С «Детуром» наверняка так и произошло. Какое-то время гостиницы их поддерживали, потом попросили вернуть долги. Тогда и разразилась катастрофа.
- Получается, что это может случиться с любым оператором?
- Да, особенно если оператор не умеет продавать с прибылью, неправильно заключает договоры с отелями и авиакомпаниями. В этом году из-за резкого повышения цен на авиатопливо у многих игроков были большие сложности. В целом у операторов множество возможностей «потерять» деньги. Скажем, если на гарантию берутся 100 номеров, а продать удается только 40, непроданные комнаты оператор должен оплатить из своего кармана. Если речь идет о значительном количестве комнат, это могут быть очень большие деньги.
- А почему востребованная гостиница может не продаваться?
- По многим причинам. Например, наш сегмент в Турции - средний и выше среднего уровня. Если мы возьмем на гарантию много комнат 2*, мы их не продадим. У нас мало продаются даже 3*. Если, наоборот, возьмем для низкобюджетного оператора Sunmar 100 комнат в отеле Sungate, он также их не продаст. Другой вариант: если оператор никогда не работал с какой-то гостиницей, в первый год ему бывает сложно ее раскрутить. Еще одна причина - некорректная цена. Часто оператор, чтобы выдавить конкурентов, добивается эксклюзива и берет комнаты по высокой цене, по которой не может продать их. И самый распространенный вариант - обманутые ожидания, когда продажи в принципе идут хуже, чем планировалось. Могу сказать, что сейчас многие операторы испытывают подобные проблемы.
Фактически любой крупный оператор работает как банк. Он получает авансом деньги, которые потом нужно постепенно перевести партнерам. В какой-то момент создается опасная иллюзия, что у оператора много денег, которые можно потратить, купив, например, гостиницу. Если гостиница покупается, нередко в конце сезона оказывается, что трудно расплатиться с поставщиками услуг, потому что деньги уже потрачены. И меня тревожит, что некоторые операторы объявляют сейчас о покупке «заводов, газет, пароходов».
- А как часто оператор должен расплачиваться с партнерами?
- Зависит от договоренностей, но в Турции обычно оплата должна поступить не позднее, чем через две недели после заезда туристов в гостиницу. При этом гостиницы берут предоплаты и авансы за гарантированные номера. Авиакомпании требуют депозиты, а каждый рейс нужно оплатить не позднее, чем за 7-8 дней до вылета. Если сложить все условия по оплате, возможности для прокручивания денег окажутся очень небольшими. Хотя оператор может попросить у всех партнеров отсрочек платежей. Но, начав заниматься прокручиванием денег, очень легко увязнуть до такой степени, что его уже невозможно прекратить. Потому я и говорю, что в этом не слишком удачном сезоне у операторов могут возникнуть проблемы.
Если оператор постоянно продает туры дешевле, значит, у него рано или поздно появятся сложности с платежами партнерам. Например, мы продаем тур за $1000, а кто-то такой же - за 900. Если это происходит постоянно, то за сезон суммарная разница может составить десятки миллионов долларов. Не может нормальный оператор, даже если он очень крупный, позволить себе терять эти деньги - так бизнес не делается. Мне кажется, агентствам важно об этом помнить. Они часто говорят: мы нашли дешевле у другого оператора, почему у вас так дорого? Но если агентства не понимают таких вещей, как они могут защищать интересы туристов? Сейчас вся ответственность за туристов лежит на операторах. Но агентства тоже должны отвечать. За выбор оператора, за то, что они рассказывают клиентам о туре, гостинице и т.д.
- В последнее время ходит много разговоров о возможном банкротстве кого-то из операторов. Как агентство может получить информацию о том, надежен ли партнер?
- Во-первых, мы только что об этом говорили. Во-вторых, разумеется, из прессы, особенно специализированной. Кроме того, если оператор постоянно меняет авиакомпании, гостиницы, объявляет о спецпредложениях - это должно настораживать. Все считают, что туристов должно защищать государство с помощью фингарантий. Но оно может это делать только тогда, когда что-то уже случилось. Профессионалам же по силам предотвратить проблему.
- Как вы оцениваете туррынок России в целом?
- На туристском рынке происходит бурный рост. Даже в этом году рост потока туристов, вылетающих из России за рубеж, насколько я знаю, ожидается на уровне 20-25%. За прошлый год поток увеличился, по разным данным, тоже примерно на 25%. Это очень большой рост. И потенциал рынка еще далеко не исчерпан - из 140 миллионов населения России за рубеж летают только 10 миллионов туристов. Когда происходит такой рост, я не понимаю, зачем некоторые операторы постоянно демпингуют.
4 сентября 2008 г.
Раздел:
Новости "ЗАРУБЕЖ"
Всего материалов:
6140