Главная
→ Новости → Новости "РАЗНОЕ"
DEtur-ЖАВЮ
Грядущие банкротства: фобии и реальность
Рынок в депрессии. Не дожидаясь завершения летней чартерной навигации, эксперты констатируют: такого сложного сезона не было с прошлого века. Многие полагают, что в сентябре-октябре начнутся серийные банкротства турфирм и на их фоне скандал вокруг Detur покажется всего лишь разминкой. Откуда такие настроения? Кто в группе риска? В этой публикации – мнения туроператоров, турагентов и страховщиков.
Те же – и ж…
Один из парадоксов ситуации заключается в том, что рынок-то на самом деле растет. «Вот увидите: по итогам лета выездные потоки из России превысят прошлогодние показатели процентов на десять», – прогнозирует президент Ланта-тур вояж Людмила Пучкова.
Рассуждать на макроэкономические темы – не наша задача, потому лишь отметим: потребитель-обыватель дезориентирован и даже деморализован. Он уже не знает наверняка, что такое хорошо, а что такое плохо и как сейчас распоряжаться деньгами. Его личную покупательскую способность подрывает повышение цен на энергоносители, которое вроде бы позитивно сказывается в целом на государственной экономике. Сама она, кажется, в порядке, но тут недавно потребитель услышал, что значительная часть российского золотого запаса инвестирована в акции падающих американских корпораций. Доллар слабеет, и, говорят, это катастрофа, хотя когда-то все, наоборот, переживали из-за его укрепления. А с недвижимостью и вовсе темный лес. Не дай Бог, она продолжит дорожать или, не дай Бог, подешевеет – то и другое точно выйдет боком (рассуждает потенциальный клиент). И вообще… Говорят, скоро будет новый кризис. «При таких ожиданиях снижение темпов прироста турпотока вполне закономерно, – делает вывод Оксана Тизяева, гендиректор агентства «Элита-Тревел» (дилер ТБГ). – Кстати, по роду своей деятельности я могу судить не только о туризме, но и о розничной торговле. Так вот, ситуация со спросом в обеих сферах примерно одинаковая». Но индустрия путешествий гораздо уязвимее. «Турпродукт в корзине потребителя располагается, так сказать, у самого дна, – напоминает президент «Асент Трэвел» Борис Бурыкин. – Если надо урезать расходы, то для начала человек отказывается именно от туристических поездок».
Тем более что они становятся все более дорогим удовольствием. Шквальный рост цен на транспортную составляющую летом-2008 сопровождался повышением гостиничных тарифов. «Когда хотельеры долларовой зоны стали рассчитывать прайсы в евро, туры в Египет и Турцию практически сравнялись по экономике с европейскими программами и для многих клиентов потеряли свою привлекательность», – комментирует Юрий Григорьев, гендиректор компании «Орко-тур». «Турецкий продукт в целом подорожал на 40%, – конкретизирует директор по PR «Пегас Туристик» Анна Подгорная. И со свойственным ей оптимизмом добавляет: – Продавать эту страну в нынешнем сезоне было сложно, но можно».
В еврозоне – свои проблемы. Острейшая ценовая конкуренция на рынке островной Греции сбила с толку потенциальных клиентов Хорватии, Испании, Италии. По словам руководителя «Мегаполюс турс» Эдуарда Кузнецова, «когда неделя в критском Rethimno Beach 5* продается по 350 евро, довольно трудно объяснить туристу, почему отдых в более скромных отелях на других европейских курортах стоит в несколько раз больше».
Не исключено, что именно этот субъективный фактор – конкурентный запал ТО – и довел ситуацию до критической точки. По оценке Людмилы Пучковой, при 10-процентном росте турпотока игроки увеличили объемы операторских программ в среднем на 30–40% от уровня прошлого года.
«Крупные компании играли ва-банк, – признает Андрей Кузнецов, президент ЮЖНОГО КРЕСТА. – Руководствовались примерно следующим доводом: если сейчас наращивать чартерные объемы, то можно увеличить свою долю рынка, хотя и с угрозой убытков. А если не наращивать, увеличатся доли конкурентов. И в результате – все та же ж… Так и напишите от моего имени».
«На большинстве направлений сезон выдался трудным, – резюмирует президент ICS Travel Group Дмитрий Шевченко. – Положа руку на сердце, это подтвердят вам все туроператоры.
Все пропало, шеф?!
Насколько вероятны в сложившихся обстоятельствах серийные банкротства, «назначенные» наблюдателями на ближайшее межсезонье?
Прежде чем обсуждать такой вопрос, руководитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов предлагает уточнить терминологию. «Официальная процедура банкротства в туризме – событие редкое, на моей памяти через нее прошли, наверное, лишь две компании. Это вполне позитивный сценарий как для владельцев фирмы, так и для ее кредиторов и клиентов. Все получают шансы завершить отношения с наименьшими потерями, – разъясняет г-н Мохов. – Но у нас обычно называют банкротством… полное безобразие. Это примерно то, что происходит с Detur, руководители которого скрываются и реально зарабатывают себе 159 статью Уголовного кодекса – мошенничество. Так чего конкретно опасаются участники рынка?»
Поставим вопрос иначе: обоснованы ли прогнозы, согласно которым в конце года целый ряд производителей туруслуг окажутся в ситуации финансового краха? «Да, это вероятно», – признает глава «Персона Грата». Наряду с юридической поддержкой его компания оказывает десяткам турфирм бухгалтерские и аудиторские услуги. Имен, фамилий, цифр Георгий Мохов, естественно, не раскрывает, но делится общими наблюдениями: маржа среднего оператора подошла к критически низкой отметке, плюс к тому в последние полтора года многие ТО осуществляют свою деятельность на заемные средства, и достаточно одного- двух «голодных» сезонов, чтобы кредиты накрыли их бизнес могильной плитой.
А что думают страховщики, для которых подобные события теперь оборачиваются прямыми убытками?
«Серийные финансовые крахи? Полагаю, что такой вариант развития ситуации вполне вероятен», – признает управляющий директор по комплексному страхованию в туризме «Ренессанс страхование» Елена Скуратова. С ее точки зрения, запас прочности операторского бизнеса, за редким исключением, невелик, и это осложняется несбалансированной ценовой политикой, нехваткой профессиональных менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев, неспособностью финансировать изменения в работе, необходимые для адаптации к современным условиям бизнеса.
Алла Берсон, начальник управления продаж комплексного страхования «Ресо-Гарантия», разделяет мнение коллеги и приводит дополнительные аргументы: «В этом году некоторые туроператоры заключили договоры страхования профессиональной ответственности, предъявили их в Ростуризм и вошли в Госреестр, но при этом не выплатили гарантам страховые премии. Упомянутые договоры не считаются вступившими в силу. Это крайне опасная практика. Для потребителей создана иллюзия благонадежности таких компаний, а возможно, что они некредитоспособны». (Пожалуй, нам остается только призвать гарантов составить списки туроператоров-должников и – пока не началось! – передать их в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму.)
Итак, страховщики готовятся к худшему. Но такова, по сути, их миссия. Теперь послушаем самих производителей туруслуг. Среди них есть оптимисты и пессимисты, однако даже вторые признают: вот он и наступил, тот самый момент укрупнения и реструктуризации, о котором все так долго и аргументированно говорили. Сложились все предпосылки к тому, чтобы часть турфирм выпала «в осадок» рынка. Правда, оптимисты надеются, что в основном это будет происходить не по схеме Detur, а более цивилизованно. «Ведь возможны же поглощения, слияния, другие варианты, позволяющие не подвергать испытаниям партнеров и клиентов, – полагает Анна Подгорная. – Лучше вовремя пожертвовать амбициями, чем оказаться в числе тех операторов, о которых вспоминают с содроганием».
Группы и зоны риска
По общему мнению, самое слабое звено рынка – средний туроператорский бизнес. «Он уязвим по своей природе, – считает Сергей Зенкин. – Все преимущества малого уже потерял и еще не приобрел выгоды крупного: технологии, большие оборотные средства, доступ к дешевым кредитам. Затратная часть в среднем бизнесе гораздо выше, а прибыль – меньше».
«Да, именно середняки составляют группу риска, – подтверждает Борис Бурыкин. – У них есть серьезные обязательства перед авиакомпаниями и хотельерами, но нет финансовой поддержки». А Дмитрий Шевченко (ICS Travel Group) добавляет: многие из этих турфирм предприняли коммерческие инициативы, не соразмерные их возможностям.
По мнению Аллы Берсон, возможны определенные сложности у нишевых фирм, на чью территорию недавно вышли гиганты поточного туризма. В том же ключе высказывается гендиректор КАПИТАЛ ТУР Инна Бельтюкова: сейчас особенно важны преимущества диверсифицированного бизнеса – когда «падают» основные массовые направления, общую экономику компании выравнивают такие рынки, как Доминикана и Таиланд, даже Болгария и Россия. Кроме того, конкурентоспособность оператора в целом повышают доходы от FIT и корпоративного туризма. У тех, кто не обладает такими преимуществами, общерыночная депрессия может протекать с осложнениями.
Андрей Кузнецов (ЮЖНЫЙ КРЕСТ) считает кандидатами на выбывание игроков, которые наиболее агрессивно демпингуют, явно работая на искусственное раздувание объемов продаж. Мол, если банк принимает деньги под 20% годовых, значит, дни его сочтены; то же самое относится к туроператорам, систематически торгующим себе в убыток.
Соглашаясь с коллегами, президент «Натали Турс» Владимир Воробьев добавляет, что быстрее других могут войти в пике те игроки, которые создали вокруг себя большую затратную инфраструктуру (как в свое время «Академсервис»). Кстати, г-н Воробьев отмечает, что помимо групп риска есть еще и зоны риска – вполне конкретные, территориальные. Речь идет о направлениях, где финансовые крахи ТО наиболее вероятны, а именно – о Турции и Египте.
Именно там когда-то начались первые ценовые войны, операторская маржа устремилась к нулю, и, что самое главное, прижилась практика работы с отелями в кредит. В конце июля турецкая газета Hurriyet опубликовала статью, в которой сообщается: долги российских фирм перед местными гостиницами составляют около $600 млн. При этом большинство последних рассчитывают на возврат средств в конце сезона. «Справится ли туристический сектор с надвигающимся цунами? – вопрошает источник. – Едва ли. Хотельеры не получат своих денег и не смогут заплатить поставщикам. Некоторые операторы обанкротятся».
«В лучшем случае участники рынка начнут полностью или частично распродавать активы, – сказал в этой связи директор по продажам компании VKO Travel Геннадий Косарев. – Два года назад я в интервью «ГЛ» предрекал к 2010 году сокращение количества операторов по Турции до 5–7 компаний. Похоже, прогноз сбывается».
Владельцы «Натали Турс» якобы уже заявили в кулуарах, что готовы к покупке туроператорского бизнеса на турецком рынке. «Если это верно, то продавцы не заставят себя ждать, – заявил специалист, пожелавший остаться неназванным. – За большинством игроков направления нет реальной силы, способной удержать их на плаву. Работа ведется за счет оборотных денег, а на банковских счетах – копейки. Лишь некоторые ТО опираются на поддержку крупных структур, но может случиться так, что хозяевам просто надоест платить по счетам российских филиалов».
По экспертным оценкам, операторы среднего звена в совокупности обслуживают в Турции не более 150 тысяч российских клиентов в сезон, а общий турпоток на направлении в прошлом году превысил 2 млн. Так что речь идет о сравнительно небольшом сегменте рынка. Первыми под удар попадут компании, не занимающиеся Египтом: зимой у них не будет средств для выживания. Наблюдатели уверены, что кто-нибудь сойдет с рельсов еще до Нового года.
Заранее пострадавшие
Если и вправду начнутся крушения операторов, то агентам придется долго зализывать финансовые раны, а кто-то пойдет ко дну вместе с поставщиками. Со времен «Экзотревела» и «Дип Тура» в массовом сознании туристической розницы произошли весьма незначительные подвижки к лучшему. Да, появился определенный класс компаний, которые ориентируются на брендовых поставщиков, но основная часть по-прежнему гоняется за дешевизной. С 27 марта по 4 апреля 2008 г. Служба «БАНКО» провела опрос 622 турфирм города Москвы с целью выявить, по каким критериям агентства выбирают производителей туруслуг. Результаты исследования приведены в таблице. Как видите, на первом месте – цена, а такие параметры, как надежность, технологичность, – где-то на шестом-седьмом.
«Низкопрофессиональные менеджеры находят в поисковых системах самые дешевые туры и даже не обращают внимания, у кого их бронируют, – отмечает Юрий Григорьев («Орко-тур»). – Мне непонятна подобная практика»...
А юристы свидетельствуют о полной дремучести в правовых отношениях между производителями и продавцами турпродукта. «К нам обращаются агенты Detur, и многие из них не могут вспомнить, когда заключали договор с этой фирмой, продлевали его или нет, – рассказывает Георгий Мохов. – Поднимаем документы и часто выясняем: батюшки, никаких выплат по фингарантии Detur клиентам не положено! Потому что между ТО и ТА действовал договор купли-продажи, а не поручения, то есть формально права собственности на тур в определенный момент перешли к агенту, и в результате именно он обязан удовлетворить финансовые претензии пострадавших потребителей. Обращаться в суд для розничного партнера бессмысленно. Мы даже не беремся за такие дела – перспектив они не имеют».
Тем, кто не хочет оказаться в похожей ситуации, эксперты советуют перечитать свои договоры, лучше вместе с юристом, и при необходимости срочно внести изменения в документацию. Кроме того, г-н Мохов уверен: турагентам пора в добровольном порядке страховать собственные коммерческие риски. А если денег и времени на это жалко, то надо хотя бы задуматься о финансовой устойчивости поставщиков. «Единственный способ как-то себя обезопасить – четко знать взаимоотношения операторов с принимающей стороной: если у них долгий союз, моментально разрушиться он не может, – подчеркивает генеральный директор «Бюро путешествий Восемь Скакунов» Леонард Пржевальский. – Руководствуясь таким подходом, даже с ключевыми партнерами мы работаем не по всему спектру их предложений».
И последняя рекомендация бывалых агентов: коллеги, держите руку на пульсе и, если гром грянет, действуйте незамедлительно, иначе туристы рискуют остаться без страхового возмещения. Сумма финансовой гарантии слишком мала, чтобы при крушении покрыть все убытки клиентов даже в масштабах среднего туроператорского бизнеса.
Горячка продолжается?
Представляете, лето-2008 не охладило горячие головы туроператоров! Зимой состоится новая конкурентная схватка: сейчас идет авиационный контрактинг, и уже ясно, что чартерные амбиции ТО продолжают расти прежними темпами. И тем большую актуальность приобретает вопрос: что будет с ценами на горючее?
Они уже запредельны, считает Борис Бурыкин («Асент Трэвел»): «Заправляться за границей и закупать там питание стало выгоднее, чем в Москве, такого, конечно, никогда не было. Но теперь вмешалось государство, и очень вовремя. Мы ожидаем падения топливных тарифов». (Вопросами ценовой политики нефтяных компаний в июле занялись Федеральная антимоно-польная служба и Генпрокуратура. – прим. ред.)
Как полагает председатель совета директоров S7 Tour Светлана Антошкина, удешевление исключено, но и шквального роста можно не опасаться: «Действительно, с появлением сдерживающей силы рост стоимости туруслуг составит 8–10%». Как вам такая перспектива?
Порвали на российский флаг
Завершающийся сезон эксперты называют «рваным». В том смысле, что спрос был аритмичным.
В апреле-мае многие клиенты отложили планы на отдых из-за президентских выборов, инаугурации и последовавшего дележа портфелей. Это ощутимо сказалось на туроператорских продажах, ведь чиновники – весьма активный и состоятельный путешествующий электорат.
Дальше – череда спортивных событий: Чемпионат Европы по футболу, матч за Суперкубок УЕФА «Зенит» – «Манчестер Юнайтед», Олимпиада… Некоторые турфирмы хорошо зарабатывают за счет выезжающих болельщиков, но ведь есть еще и огромная телеаудитория, которая «загорает» на диванах, а отнюдь не на пляжных курортах. «Кстати, многие торговые сети призывали потенциальных клиентов в дни «Х» попить пивка дома, у новых телевизоров, – говорит президент «Розы Ветров» Сергей Зенкин. – Мы почему-то мало принимаем во внимание рекламу других отраслей, а она сильнее и разнообразнее нашей».
А кризис будет?
«Считаете ли вы вероятным общий кризис российской экономики в ближайшей или среднесрочной перспективе?» – такой вопрос «ГЛ» адресовала туроператорам, турагентам, страховщикам и специалистам банковской сферы. Приводим ответы без комментариев и купюр.
Игорь Б., старший вице-президент банка:
– Кризисом из года в год пугают общественность на том основании, что у крупнейших российских госкорпораций активно растет внешний долг, который в случае падения цен на нефть может обернуться тотальной экономической депрессией. Еще одним слабым местом называют «перегретый» рынок недвижимости.
Насчет перегрева я бы возразил: практически весь этот рынок куплен за наличные, так что никаких общеэкономических катаклизмов он спровоцировать не может. Что же касается государственных корпораций, то пока растут их доходы от нефтедолларов, можно не волноваться. А вообще, цикличность экономики еще никто не отменял, так что кризис будет. Но когда и какой интенсивности… Рассуждать на такие темы – дело неблагодарное».
Владимир Воробьев, президент «Натали Турс»:
– Помимо ситуации на сырьевых рынках, существуют и другие факторы риска. Например, кризис экономики США, в которую, как выясняется, инвестирован золотой запас России. Так что дорогая нефть – еще не гарант стабильности. Возможно все.
Андрей Кузнецов, президент ЮЖНОГО КРЕСТА:
– Если такая страна, как Соединенные Штаты Америки, объявит себя банкротом, то Россия, конечно, погрузится в кризис. Но пока это нам не грозит, можно рассчитывать на лучшее. По моим оценкам, ситуация в экономике и политике России сейчас более чем позитивна. Я не имею в виду, что мы будем процветать в отрыве от всего мира, мы вполне вписываемся в общие тренды. Ведь есть не только стагнирующие Штаты и Европа, но и растущие Китай, Индия, Южная Америка.
Сергей Зенкин, президент «Розы Ветров»:
– Экономика нашей страны является неотъемлемой частью общемировой, а она сейчас переживает спад. Естественно, это сказывается и на России. Но у нас к обычным экономическим сложностям добавляется еще масса политических и прочих несуразностей. Достаточно вспомнить, как обвалился весь рынок после высказывания г-на Путина по поводу «Мечела». Или оценить топливный кризис в стране, поставляющей на экспорт огромное количество нефтепродуктов при растущем рынке.
И все-таки 1998 год не повторится, я в этом уверен.
Людмила Пучкова, президент Ланта-тур вояж:
– Симптомы кризиса на лицо. Ослабление доллара становится неконтролируемым на фоне укрепления евро. По мере роста цен на топливо дорожает жизнь. В условиях глобализации мир все больше зависит от узкого круга людей, которым принадлежат стратегические ресурсы, а их интересы противостоят потребностям большинства, и этот конфликт может привести к мировому кризису.
Елена Скуратова, управляющий директор по комплексному страхованию в туризме «Ренессанс страхование»:
– Россия сейчас не так зависима от внешних воздействий, как страны Западной Европы. Развитие экономики у нас идет в немалой степени за счет собственных средств, накоплено достаточно ликвидности, использование которой может нивелировать негативное влияние возможного финансового кризиса за рубежом. Текущая ситуация в мировой экономике лишь сигнализирует о необходимости диверсифицировать источники финансирования для поддержания роста бизнеса российских компаний, например прибегнуть к сотрудничеству с частными фондами или активно привлекать стратегических инвесторов. Дефолт 1998 года многому научил нас, не думаю, что он повторится.
2 октября 2008 г.
Раздел:
Новости "РАЗНОЕ"
Всего материалов:
6140