Главная
→ Новости → Новости "РОССИЯ"
Момент истины
Дмитрий Фесик: «Все будет понятно в январе-феврале, когда операторы должны будут вносить основные депозиты за гарантии по летним программам»...
Любовь ЯМУТОВА
Осенью операторы заключают контракты на будущий год и выкупают квоты. Для этого они берут кредиты. Но этой осенью банки кредиты не дают или дают под более высокий процент. О том, как отразится на рынке сокращение кредитных денег, мы беседуем с вице-президентом по продвижению продукта компании «Мегаполюс турс» Дмитрием Фесиком.
- Дмитрий, в какой степени операторы зависят от кредитных средств?
- Как правило, у большинства операторов доля привлечённых средств значительно превышает собственные. И чем оператор крупнее, тем выше доля заемных средств. Есть программы, которые зарабатывают очень неплохо, но если говорить о массовых и субмассовых направлениях, таких, как Хорватия, Черногория, Греция, Италия, то на них операторский бизнес малоприбылен. В удачный год, когда сезон обошелся без демпинга, оператор зарабатывает 5-6%. Понятно, что это не та прибыль, которая позволяет проплатить гарантированные места на следующий сезон и, тем более, развиваться и увеличивать объемы. В лучшем случае заработанных летом денег хватает на оперативные платежи в зимний сезон. Про Турцию и Египет мне сказать сложно, мы с этими направлениями не пока работаем, думаю, у них там своя «кухня». Но в любом случае увеличение объемов на следующий сезон - это очень серьезные инвестиции. К тому же оператор платит за продвижение, рекламу, всевозможные акции. Так что без привлеченных средств обойтись невозможно. Фактически операторы живут на обороте. Конечно, на направлениях, где у оператора хорошая доля рынка и прочные позиции со старыми надежными партнерами, у него возникают кредитные отношения. При благоприятном развитии событий оператор договаривается об отсрочках платежа до конца сезона и совершает только оперативные платежи. Но все равно приходит время отдавать долги.
- Этим летом операторы ничего не заработали, а сейчас, когда надо брать места на будущий сезон, лишились и кредитных денег. То есть многие компании следующим летом просто не смогут работать?
- Все зависит от прочности финансового тыла конкретного оператора, от того, как он решит для себя вопрос с финансированием. Речь не обязательно идет о банковских кредитах. Так, некоторые турецкие компании являются частью строительных холдингов, владеющих недвижимостью. Они могли себе позволить выделять своим российским «дочкам» очень серьезные деньги на развитие, поддержат их и сейчас. Есть и российские компании, которые являются частью холдингов, в составе которых есть прибыльный бизнес, и оттуда они могут получить финансовую подпитку. Но компании, рассчитывающие на кредитные средства, окажутся в тяжелом положении. Уже сейчас есть компании, которые сезон подкосил так, что для них счет идет на недели. Если вопрос с финансированием не решится, средств на оперативные платежи, оплату аренды, зарплату не останется. И совершенно ясно, что если кризис будет развиваться такими же темпами как сейчас, то свободных денег у банков будет все меньше, процент кредитования изменится и может достичь 25%. Если исчезнет возможность кредитования российских компаний под разумные проценты, части операторов придется уйти с рынка.
Кто-то, может быть, займется агентской деятельностью. Опять-таки нет ясности, какие банки останутся на рынке. Думаю, момент истины настанет в январе-феврале, когда операторы должны будут вносить основные депозиты за гарантированные летние места и рассчитаться с партнёрами за заезды в «пиковые” даты.
- Все это отразится на ценах, которые операторы предложат потребителям в следующем сезоне?
- Ситуация с ценами также прояснится после Нового года. Все будет зависеть от глобального развития событий. Если кризис серьезно коснется Европы, и будет отток европейских туристов, хотельеры наверняка попытаются компенсировать потери за счет других рынков и пересмотрят ценовую политику. Я не исключаю, что условия для российского рынка будут более щадящими. Но сегодня мы пока не можем говорить о ценах на лето.
- У вас как раз есть финансовая подпитка. В чем выражается поддержка Kuoni?
- Мы на 80% являемся швейцарской компанией, и благодаря этому у нас финансовая ситуация существенно лучше, чем у других российских игроков нашей весовой категории. У нас есть возможность пользоваться «западными» деньгами, условия кредитования у зарубежных банков гораздо привлекательнее, чем у российских. На прошлой неделе состоялся совет директоров холдинга, на котором был подтвержден план развития нашей компании. Бюджет на открытие новых направлений и усиление уже существующих, открытие новых операторских региональных офисов существенно увеличится в будущем году. Что касается оплаты мест в отелях и кресел перевозчиков на будущий год, то на днях мы ожидаем серьезный транш, который позволит нам взять необходимое количество гарантий.
- То есть у Kuoni проблем нет?
- Мы каждый день отслеживаем котировки Kuoni, и пока они держатся практически на прежнем уровне. Вообще, запад от кризиса страдает больше, чем Россия, но мы пока на себе этого не чувствуем. Может быть потому, что Kuoni - швейцарская компания. Если бы у холдинга были проблемы, они не подтвердили бы нам самый смелый вариант развития.
- Руководство холдинга не смутило неудачное лето?
- К счастью, летом мы потеряли меньше, чем некоторые наши коллеги, но, тем не менее, потери были. Эти потери мы показали головному офису и доказали, что они стали результатом демпинга и общей рыночной ситуации. Одновременно мы представили два варианта плана развития - «острожный» и «смелый». Средства, которые мы запросили на развитие, подтверждены серьезными маркетинговыми исследованиями рынка, статистикой и аналитикой. Нам утвердили бюджет на развитие по самому благоприятному для нас варианту.
- То есть вы рассчитываете увеличить объемы за счет того, что некоторые ваши коллеги уйдут с рынка?
- Прежде всего мы рассчитываем увеличиться за счёт оптимизации собственных расходов и вложения средств в новые технологии.
- Как идут зимние продажи? Удастся ли операторам в какой-то степени поправить свое финансовое положение?
- Сейчас уже отступать некуда. Места есть, и их нужно продавать любым способом. По сравнению с прошлым годом декабрьские продажи уже выросли на 30-40%. Но это специфика компаний, у которых доля зимнего продукта больше летнего: мы зимой зарабатываем больше, чем летом. Зимний продукт - дорогой: горные лыжи, дальние чартерные программы, туры в новогодний период, - он продается хорошо. Но, конечно, сохраняется вероятность того, что не удастся заработать на зиме столько, сколько планируется. Продажи только начались, но уже на рынке есть спецпредложения и турпакеты с комиссией агентствам 20%. Впрочем, благодаря летнему опыту большинство операторов уже понимают, как можно избежать потерь.
- Поделитесь рецептом?
- Очень эффективный инструмент - управление собственными продажами. Самое главное сейчас - быстрые продажи и выход в новые регионы - это очень серьезный ресурс: там ассортимент субмассового продукта по нашим ощущениям еще недостаточен, и новые операторские программы будут востребованы. Мы, например, как близкую перспективу рассматриваем открытие операторских офисов в Казани, Новосибирске и Красноярске. В этом году будем отправлять туристов на горные лыжи, в Европу и на Карибы пока ещё через Москву. И будем зимними продажами готовить летний сезон. Несмотря на финансовые проблемы, нужно вкладываться в технологии. Оператор для агентств должен быть не только конкурентоспособным по ценам, но и удобным. В первую очередь, у оператора всегда должны быть места, которые агентство может забронировать в любое время суток. Для этого гарантированных мест в программе должно быть не менее 50%.
- И опять мы возвращаемся к финансированию. Можно ли сейчас делать какие-либо прогнозы по поводу будущего сезона и перспектив отрасли?
- Прогнозы - дело неблагодарное. И в лучшие времена, когда вроде бы все можно просчитать, прогнозы не сбывались. Потребительская масса законам неподвластна. А сейчас тем более все зависит от потребительской активности. Если люди перестанут покупать туры, то и финансирование не поможет. В перспективе нынешняя ситуация сыграет для рынка благотворную роль. Последнее время объемы растут за счет демпинговых цен. Фактически операторы приплачивают туристам по 100-200 евро, чтобы те поехали отдыхать. Это не нормальная для бизнеса ситуация. И если кризис заставит операторов сократить объемы - это пойдет рынку на пользу. Жизнь заставит «выживших» договариваться и оптимизировать количество перевозки. Так, как это происходит на зарубежных рынках.
22 октября 2008 г.
Раздел:
Новости "РОССИЯ"
Всего материалов:
6140