Главная
→ Новости → Новости "РАЗНОЕ"
Пляжное двоеборье
Туристские власти рассчитывают, что кризис будет способствовать развитию внутреннего туризма. Между тем летом значительную часть россиян может оттянуть на себя Крым. О том, чем Крым привлекательнее Краснодарского края рассказывает генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин...
-Сергей, общие СМИ заверяют, что в этом году россияне смогут недорого отдохнуть на черноморском побережье России и в Крыму. Насколько это соответствует действительности? В частности, если говорить о Крыме.
- Был момент, когда мы надеялись, что цены на отдых в Крыму снизятся. Весь конец прошлого года гривна сильно падала и в какой-то момент достигла половины своей летней цены к рублю. Если бы она осталась на том же уровне, это бы привело к удешевлению отдыха. Но затем руководство Украины решило гривну укреплять, и сейчас украинская валюта примерно на 15% дешевле прошлогодней цены. Вместе с тем средства размещения подняли цены в среднем на 25%. Инфляция за январь в Украине составила 3%, годовая прогнозируется на уровне 30-35%. Понятно, что инфляционные ожидания заставляют владельцев средств размещения поднимать цены. Вторая причина - удорожание самого продукта. Санатории реновируют номерной фонд, строят бассейны, расширяют лечебницы: более качественный продукт и стоит дороже. Так что на сегодня нет никаких объективных причин для того, чтобы отдых в Крыму был более дешевым. В среднем в этом году цена будет выше прошлогодней на 15%. Наконец, на цену влияют и некоторые местные особенности. Так, в Украине ставка некоторых налогов находится в компетенции местных органов власти. В Алуште, например, это привело к увеличению налога на землю в 10 раз. Санатории, имеющие большие парковые зоны и большие пляжи, были вынуждены заложить выросший земельный налог в стоимость путевки. Поэтому отдых в Алуште подорожал больше, чем в среднем по Крыму, а санатории с большими территориями подорожали в большей степени, чем остальные.
- В какую сумму обойдется отдых в Крыму этим летом?
- Сутки в санатории среднего уровня, таком, например, как «Алушта» или «Орен-Крым» в Евпатории мы продаем по 1850 руб.
- Как проходит в этом году договорная компания? Все санатории и пансионаты уже объявили цены?
- Традиционно договорная кампания в Крыму заканчивается позднее, чем в Краснодарском крае. И в этом году также контракты со средствами размещения на российском побережье уже полностью подписаны, а с крымскими - только наполовину. Не все еще определились с ценой. Обычно крымские цены «выкладываются» на ялтинской выставке. Думаю, и в этом году все определится в Ялте (беседа с г-ном Ромашкиным состоялась до выставки- прим. ред.). Хотя неопределенность приводит к тому, что многие средства размещения, стараясь защитить свой бизнес, придумывают самые разные варианты ценовой политики. Санатории более высокого уровня, например «Форос», выставили цены в долларах. Мы стараемся отговорить их, поскольку значительные колебания курса осложняют работу, и, кроме того, наши люди уже давно привыкли, что Крым продается в рублях. Есть и еще более интересные варианты. Руководство санатория Radisson SAS Resort Alushta (бывшая «Крымская Ривьера» - прим. ред.) предложило выставить стоимость в евро и фиксировать курс на день заезда клиента. То есть если путевка продана за полгода, то кто-то - оператор, агентство или клиент - должен доплатить разницу. А санаторий «Полтава» заключил договоры с операторами, дал квоты и выставил цены на лето, но продавать путевки можно только до 1 мая, потому что у руководства нет уверенности в том, что прогноз цен на лето реалистичен. С такими партнерами мы продолжим переговоры и после выставки.
- Продажи уже начались?
- Я был уверен, что спрос сместится ближе к сезону, но этого не произошло. В феврале мы продали 50 путевок в Крым, что вдвое больше, чем в прошлом году. Наверно, люди не уверены, что нынешние цены сохранятся, и ранние покупки рассматривают, как своеобразные инвестиции в будущий отдых. Определенную роль играет и повышенная комиссия за раннее бронирование. Но хорошие ранние продажи не гарантируют того, что спрос продержится до мая и сохранится летом. Такое уже было в прошлом году: в целом по рынку в феврале и марте продажи шли очень хорошо, а в мае начали проседать и просели настолько, что впервые июнь оказался загруженным лучше, чем июль.
- Каковы ваши прогнозы на сезон в Крыму?
- Очень вероятно, что Крым оттянет часть публики с курортов Краснодарского края. Главным образом из-за того, что Крым дешевле: стоимость суток практически во всех краснодарских санаториях среднего уровня еще в прошлом году перевалила за $100, и в этом будут еще дороже против крымских 1850 руб. Только в Крыму осталась возможность отдохнуть за 800 руб. в сутки с трехразовым питанием. В Краснодарском крае я таких мест не знаю. Удешевляет отдых в Крыму и то, что это традиционно железнодорожное направление. Две трети туристов приезжают туда на поезде, тогда как в Сочи большинство добирается на самолетах, а авиабилеты, несмотря на то, что топливо дешевеет, в цене не падают. Наконец, у курортов есть длинные циклы популярности, в которых чередуются пики и спады. Пик интереса к Сочи пришелся на 2007 год. А в прошлом году интерес упал, и дело не в ценах и не в кризисе. Потерялся интерес к курорту, и удержать его нереально. Усугубляет ситуацию и то, что многие верят, будто в Сочи идет бурное олимпийское строительство, тогда как его нет. А Крым в прошлом году был на подъеме, у нас продажи выросли вдвое, а в целом по Крыму - примерно на 25%. И даже если Крым прошел свой пик, все равно он окажется в лучшей ситуации. На руку крупным операторам сыграли и фингарантии: для работы с Крымом надо иметь «международную» гарантию, поэтому небольшие операторы перешли на агентскую деятельность. К слову, этот год может стать первым, когда Россия отыграет у Украины долю рынка. И дело не только в экономическом спаде, который на Украине более существенен, чем в России. Менталитет части состоятельных россиян позволяет им поехать отдыхать в демократичный и нереспектабельный Крым и даже жить на бюджетных базах отдыха..
- Вы уже определились с объемами на крымском направлении, где и какие квоты брать?
- Для операторов сейчас важно получить ответ на два вопроса: какой сегмент отдыха пострадает, и изменится ли модель отдыха россиян. Февральские продажи показывают, что спросом пользуются самое дешевое размещение. В разумных пределах, конечно, потому что мы устанавливаем нижнюю планку качества: берем размещение только с удобствами. Дорогие объекты вообще не продаются. Может быть, состоятельные люди примут решение позже. Что касается модели отдыха, то в последнее время большинство россиян отдыхает два раза в год: летом на море и зимой или в межсезонье. Сейчас возможны две схемы развития событий. Люди вместо летнего отпуска предпочтут более короткие и ближние поездки, что обойдется дешевле. Согласно второй схеме люди не станут тратить деньги на «баловство» вроде туров выходного дня или праздничных туров, аккумулируют все деньги и поедут отдыхать на море. Мы считаем, что возобладает вторая модель. Поэтому если в Краснодарском крае мы немного сокращаемся, то в Крыму планируем «подрасти». Переговорная работа еще идет, и к марту будет завершена.
- Планировать рост, не слишком ли рискованно?
- Основанная идея этого года - управление рисками, фактически - адекватная оценка своих финансовых возможностей. Собственно, и кризис случился из-за того, что абсолютно все - и финансовые структуры, и граждане - разучились управлять рисками. Мы квоты берем, но осторожно, количество жестких блоков уменьшили. Впрочем, Крым - направление менее рискованное, чем Краснодарский край. Там мы берем блоки на 90 дней, тогда как в Краснодарском крае - на 120, а некоторые объекты просят и все 150. Кроме того, крымские партнеры всегда были более склонны договариваться. Если сезон был плохим, и что-то продать не удалось, после сезона можно вместе искать компромиссы.
11 марта 2009 г.
Раздел:
Новости "РАЗНОЕ"
Всего материалов:
6140