Джошкун ЮРТ, генеральный директор Coral Travel: «В этом году ситуация начнет понемногу стабилизироваться: легких денег от банков операторы не получают, и им волей-неволей придется выйти на реальный уровень работы»
Тамара Голубева
Джошкун Юрт, генеральный директор компании Coral Travel, рассказывает о том, каким ему видится летний сезон и предлагает вниманию коллег несколько полезных советов по выживанию в условиях кризиса.
- Господин Юрт, как долго продлится кризис, не знает никто. К какому варианту развития событий готовитесь вы? Определена ли стратегия развития компании на период кризиса: будете использовать представившиеся возможности для расширения бизнеса, минимизировать объемы, чтобы пережить кризис и т.д.?
- Плюсы российского рынка в том, что кредитный бум здесь начался относительно недавно, тогда как в Америке и Европе жили и работали «в кредит» долгое время. Поэтому, мне кажется, что Россия пострадает от кризиса не так сильно. Скорее всего, кризис закончится еще не скоро, но не нужно впадать в уныние. Наоборот, есть положительные моменты: год назад рынок был перенасыщен кредитными деньгами и развивался, сильно опережая собственные возможности, «прыгал через голову». Искусственно заданные высокие темпы работы и непродуманная финансовая деятельность операторов мешали отрасли. В этом году ситуация начнет понемногу стабилизироваться: легких денег от банков операторы не получают, им волей-неволей придется выйти на реальный уровень работы. По крайней мере, в течение нескольких ближайших лет компании не смогут вернуться к старым схемам работы с чрезмерно задействованными кредитными финансовыми инструментами.
Что касается Coral, то мы входим в международный холдинг OTI, и наше положение на рынке вполне устойчиво. Прогноз для компании в целом позитивен: мы продолжим развиваться и в условиях кризиса.
- Что вы имеете в виду под развитием? Новые направления? Рост объемов? Крупные приобретения, вроде авиакомпаний?
- Я говорю в первую очередь о качественном, интенсивном развитии: а именно - систематизации структур, постоянной работе с человеческими ресурсами. Кадровый вопрос для нас очень важен. Мы не только не собираемся никого увольнять, но и постоянно занимаемся повышением профессионального уровня работающих в компании сотрудников, организуем тренинги. Более того, мы всю зиму набирали и продолжаем набирать новых работников во все подразделения, в том числе и на руководящие посты. Тем более что сейчас на рынке труда появилось много высококлассных профессионалов, потерявших работу из-за сокращений и банкротств.
Что касается экстенсивного развития, то объемы будем расширять не за счет освоения новых направлений, а за счет региональной политики. Так, этим летом будем летать в Турцию дополнительно к прошлогодним 18 городам еще из 10 российских городов. В связи с этим ожидаем более чем 70%-го прироста объемов продаж в регионах. По московскому рынку наш план, как минимум, сохранить прошлогодние позиции.
Особое внимание уделяем развитию сети продаж BLUE SKY: в этом году собираемся открыть более 30 новых собственных офисов, так что, с учетом франчайзинга, в 2009 году у нас будет уже 100 точек продаж BLUE SKY. Что до крупных покупок, то мы обязательно купим авиакомпанию, но чуть позже, пока не время (улыбается).
- Сеть BLUE SKY также принадлежит холдингу OTI. Нет ли у агентств сети ограничений на сотрудничество с другими туроператорами, не входящими в холдинг? И одновременно другой вопрос: туроператорские компании OTI – Coral, Sunmar, A-Class работают с BLUE SKY на каких-то особых, более выгодных условиях?
- Сеть BLUE SKY - самостоятельная фирма со своим отдельным менеджментом. Они сотрудничают с большим количеством других операторов. Никаких специальных условий мы BLUE SKY никогда не предлагали и предлагать не будем. Все наши близкие партнеры хорошо знают, что мы заключаем договоры о сотрудничестве на абсолютно равных условиях - мы всегда следовали и будем следовать этой политике.
- Не страшно вкладываться в новые офисы и регионы в кризис?
- Согласно анализу специалистов нашего холдинга, с точки зрения финансовых обстоятельств, ситуация для нас в настоящий момент самая благоприятная. Все компании закончили прошлый год очень успешно. Это касается как российских участников холдинга - компаний Sunmar Tour, A-Class Travel, Blue Sky и, разумеется, Coral Travel, так и зарубежных членов - компаний Odeon Tours (Турция, Египет), Wezyr Holidays (Польша), Holiday Market Service (Турция), Otium Hotels (Турция), OGD Security & Consultancy (Турция). Этот запас прочности позволяет нам чувствовать себя свободно. Приведу пример. Прошлым летом мы купили отель в Турции, полностью оплатили свое приобретение, сейчас старое здание сломали и строим новую пятизвездочную гостиницу, которую мы назвали Otium Eco Club. Сейчас там вовсю развернуто строительство, и останавливать его из-за кризиса никто не собирается. Так же и с новыми точками продаж: мы можем себе позволить такие инвестиции, даже если окупятся они только через два года.
- Каков ваш прогноз касательно Турции и Египта на ближайший сезон и следующие год-два?
- Эти массовые направления смогут сохранить свои позиции - они способны быстро и адекватно реагировать на запросы клиента. В Турции и Египте, например, много гостиниц разных категорий и всегда можно подобрать подходящий по цене вариант. На других же направлениях - европейских, экзотических -ожидается снижение спроса.
По статистике большинство российских туристов выбирает либо Турцию, либо российское черноморское побережье. И эти предпочтения не изменятся. Оборот внутреннего туризма в России - около 30 млн человек. На цены на отдых внутри страны девальвация не оказала существенного влияния, себестоимость отдыха в России заметно не увеличилась. Турция же, безусловно, останется фаворитом выездного рынка - из всех летних направлений на нее приходится около 50% выездного потока из России. И у нее нет конкурентов среди зарубежных направлений по соотношению цены и качества, а также близости к России.
- Вы говорите о том, что Турция сохранит объемы в силу определенных своих (несомненных, конечно) достоинств. Однако есть объективно мешающий фактор. Турция - долларовая зона. Насколько выросла стоимость пакета в Турции в рублях?
-Сейчас, в низкий сезон, разницы в долларовых ценах почти нет. Цены на нефть падают, поэтому цены на авиаперевозку в среднем на $100 дешевле по сравнению с прошлым годом. Одно это дает снижение стоимости пакета примерно на 10%. И гостиницы сейчас делают скидки в 10%-15%. С другой стороны, цены в рублях выросли за счет курсовой разницы примерно на 50%. Подсчет прост: 50% минус 10% (авиаперевозка) минус 15% (скидки отелей) - получается 25%, это и есть примерное увеличение рублевой стоимости пакета.
- С другой стороны, гостиницы всегда дают скидки на низкие даты, но каким будет рост цен в разгар сезона? В прошлом году владельцы отелей сильно завысили цены, в результате и операторы, и сами хотельеры недополучили тот объем туристов и прибыли, на который рассчитывали.
- Большинство хотельеров восприняло тот опыт. Отели уровня «выше среднего» и «высокого» немного скорректировали цены: одни чуть-чуть увеличили стоимость проживания, другие чуть-чуть уменьшили, часть оставила все как есть. Поэтому в среднем эти гостиницы не покажут роста цен. Часть гостиниц «среднего» уровня сохранила свои цены, другие, самые популярные, увеличили их на 15%. Так что в среднем ценовом сегменте общий рост составляет 5-10%, это достаточно много для нынешнего сезона, поэтому, скорее всего, будет корректировка цен. Гостиницы «ниже среднего» и «эконом» сегментов - подняли цены на 15-20%. Дело в том, что в прошлом сезоне они очень быстро были загружены туристами и решили, что в этом году будет так же. Большинство этих отелей - небольшие, у них есть простор для маневра. При отсутствии должного спроса они смогут быстро снизить цены на те же 20%, и закрыть вопрос. Однако, поскольку в этом году спрос сместится в сторону более экономичных вариантов, многие недорогие гостиницы уже очень хорошо продаются. Возможно, идти на снижение им и не придется...
- Как сейчас идет раннее бронирование по Турции?
- Общий уровень бронирований у нас сейчас точно такой же, как в прошлом году. Но говорить, что те же темпы будут и через две недели, я не могу, да и никто за это поручиться не может. Когда наша промоушн-акция со скидкой до 50% на ранние брони закончится, спрос может и уменьшиться. Однако у нас запланировано еще много специальных акций как для туристов, так и для агентств-партнеров, поэтому рассчитываем на то, что будем способны регулировать спрос в течение сезона.
- Есть ли у вас информация, какую активность проявляют в Турции иностранные рынки?
- Первый по значимости рынок для Турции - это Германия. Там уменьшения относительно прошлого года по бронированиям пока нет. Думаю, даже если немецкий рынок покажет снижение, это будут единичные проценты, около 1-3%. Турецкие хотельеры также ожидают, что немцы сохранят свои позиции. Отчасти это связано с тем, что у немцев есть возможность заключить выгодные сделки: договоры с турецкими партнерами заключаются в евро, а турецкая лира достаточно сильно девальвировала. Поэтому Турция для немцев привлекательнее, чем Испания, Греция и т.д., где все исчисляется в евро. Второй рынок для Турции - Россия. Третий - Англия. Сейчас бронирований от англичан больше, чем в прошлом году - причина та же самая: Турция для них более экономична, так как лира упала и по отношению к фунту.
Сказался на активности немцев и англичан еще один фактор. Прошлый сезон Россия начала рано: с марта был очень большой поток бронирований и заявок. Многие англичане и немцы не могли найти подходящий отель: те, куда они хотели, уже были заняты русскими. Поэтому многие в этом сезоне бронируют рано, чтобы «отдохнуть наверняка».
- Что произойдет с восточными рынками Турции: Польша, Венгрия и т.д. В прошлом году они показывали серьезный рост на массовых направлениях. Но и Польша, и Венгрия используют национальные валюты, которые, увы, девальвируют.
- По Восточной Европе и Балтийским странам действительно возможно снижение. Значительное уменьшение объемов показывает Украина. Из всех этих стран наиболее стабильное экономическое положение у Польши, поэтому ее этот спад затронет не так сильно, как прочих.
- Говорят, операторам стало легче навязывать свои условия владельцам гостиниц? Как кризис повлиял на ваши взаимоотношения с турецкими отелями? Насколько я помню, в прошлом году вы не могли работать с некоторыми отелями Турции...
- Сейчас действительно много возможностей надавить на отели и вытребовать себе выгодные условия. Но мы стараемся этого не делать, чтобы сохранить нормальные партнерские отношения. Не секрет, что в прошлом и позапрошлом году с некоторыми гостиницами мы не могли сотрудничать, потому что они работали с определенными туроператорами, и между теми компаниями и отелями была договоренность: не давать блоки Coral. В частности, так пытался работать TEZ Tour. Но это неправильный путь: заработать деньги и создать монополию таким образом практически невозможно. Я в прямой беседе высказывал г-ну Буртину, что так работать недопустимо. Можно сильно пострадать самому, а заодно пострадают и отношения с партнерами, и агентства, и рынок в целом. Но он не захотел меня слушать. В итоге, к середине сезона многие из гостиниц начинали нам звонить и просили помочь с загрузкой. После августа обратились за помощью почти все. Но в середине сезона мы не могли им помочь, потому что были связаны другими обязательствами. В 2009-м мы готовы их загружать, и сейчас все эти гостиницы работают с нами, большая их часть выбрала нас как приоритетного партнера.
Резюме очень простое: мы убеждены в том, что нельзя монополизировать отношения ни с авиакомпаниями, ни с отелями, ни с региональными партнерами. Подобные попытки смешны и всегда могут обратиться против тебя самого, если ситуация изменится. И тому есть вполне наглядные примеры. Для нас политика «насильной монополизации» абсолютно неприемлема.
- Но брать гостиницы на эксклюзивных условиях продажи будете?
- Традиционный эксклюзив Coral - Xanadu Resort. Это мой любимый отель в Турции, я считаю его лучшим в стране. В целом же в этом году у нас на эксклюзиве будет около 40 отелей и еще 60-70 гостиниц в «скрытом эксклюзиве». Последний вариант подразумевает, что отель может работать со всеми операторами, но только мы получаем от него эксклюзивные условия и планируем заполнять своими туристами более половины номеров: среди таких отелей - сети Cornelia Hotels, Paloma Hotels, Barut Hotels, Magic Life Hotels, отели Ela Quality Resort, Sungate Port Royal и многие другие.
Правда, в этом году у нас не будет эксклюзива на Sungate. Пересудов в прошлом сезоне по этому поводу было много. Сейчас могу откровенно рассказать, что в 2008 году у нас там было 600 комнат, и мы их загружали в полном соответствии с договором. В среднем же сам отель в целом загружался на 80-85%, и это очень хорошо для гостиницы премиум-класса. Мы были довольны результатами, так же, как и владелец отеля. И в этом году вновь предлагали эксклюзивный контракт на тех же условиях. Но, скорее всего, из-за кризиса, они не захотели рисковать и отдавать кому-то одному эксклюзив. Тем не менее, мы остаемся для них приоритетным партнером: наша квота в этом сезоне 350 комнат.
- Многие операторы сейчас минимизируют свои риски, сокращая объем жестких блоков. Как с этим обстоят дела у Coral?
- Мы традиционно не берем большие жесткие блоки - это не наша схема работы. Отели знают, что мы и без жестких договоров выполняем обещания: даже наши договоры на условиях мягкого блока (элотменты) с хотельерами турецкие банки воспринимают как гарантию и дают под них кредиты. Объем же комитментов в этом году у нас снизился на 50%, у других операторов, думаю, значительно больше.
- Сейчас многие операторы находятся в затруднительном финансовом положении. Будете ли расширять долю рынка за счет менее удачливых конкурентов на своих новых направлениях - в прошлом году Coral начал заниматься Таиландом и Бали...
- Обязательно будем. Это закон бизнеса. С октября мы в несколько раз увеличим свои объемы по Таиланду. Сейчас мы отправляем 60-70 туристов еженедельно на Бали и около 150 в неделю - в Таиланд. В 2009 году планируем войти в тройку сильнейших операторов по тайскому направлению. По всем другим нашим направлениям, как вы знаете, наши цели уже достигнуты…
- Завоевание новых рынков оставите до лучших времен? На сайте Coral в разделе «цели компании» написано, что в ближайшие два года вы планируете выйти на 10 новых направлений, в их числе и горные лыжи, и экзотика. Из-за кризиса информация устарела?
- У нас всегда были и остаются планы по освоению основных экзотических направлений: Доминиканы, Вьетнама, Мальдивов, Сейшел, Маврикия, Гоа и.т.д. И мы не собираемся отказываться от них. Но в этом году агрессивно выходить на новые рынки не стоит, потому что объективно заметно падение спроса на экзотику. Если будет возможность сделать это аккуратно и с минимальными рисками – мы ее рассмотрим.
- Рынок сейчас, действительно, нестабилен. Как вы считаете, сейчас выше вероятность банкротства у крупных или среднемелких операторов?
- На мой взгляд, риск обанкротиться выше у больших компаний - в погоне за первенством на своих направлениях многие делали неправильные шаги: демпинг, неэффективные инвестиции, долги. Даже среди крупных операторов по Турции есть такие, дела у которых принимают опасный оборот. Их имен, я, конечно, не буду называть: у этих компаний еще есть возможность поправить положение, если, конечно, они верно оценят свои силы на этот сезон. Что же касается маленьких компаний, то им, разумеется, трудно выдерживать конкуренцию с гигантами, но я убежден, что средние и мелкие операторы должны существовать - они придают рынку прочность и устойчивость.
Нужно признать, что у многих компаний дела сейчас обстоят таким образом, что существует вполне реальная опасность, что в начале сезона они могут отправить туристов на отдых, и последние в буквальном смысле слова окажутся там на улице. Так что в начале и середине сезона агентствам надо быть очень внимательными к выбору оператора. Компании с проблемами будут сейчас стараться сделать большие объемы, чтобы постараться закрыть свои минусы, возможен демпинг. Но им нужно помнить, что в любом случае наступит конец сезона, а долги никуда не денутся. Это одновременно мой совет и предостережение тем, кто планирует демпинговать в начале сезона, в надежде заработать в середине. Раньше турецкие гостиницы выполняли для операторов функции банка-кредитора. Но сейчас такой финансовой поддержки у операторов не будет, они должны сами скорректировать свои программы.
- Что нужно сделать оператору, чтобы остаться в живых? Если сокращать объемы, то тогда как они отдадут долги?
- Объемы, конечно, нужно частично сократить, но этого недостаточно. Нужно привести в порядок структуру организации: от некоторых проектов придется отказаться, какие-то - заморозить, возможно, придется уволить часть персонала. Если кредиторы увидят, что долги компании сокращаются, доверие к фирме возрастет, и в течение 2-3 лет компания сможеи решить свои проблемы.
Средним и маленьким операторам сейчас нужно заниматься прямым маркетингом, не надо выбрасывать деньги на рекламу - в этом они все равно не смогут конкурировать с большими компаниями. А личные отношения и прямой маркетинг в нашем секторе бизнеса всегда имели огромное значение. Крупным же фирмам надо работать над оптимизацией рекламных бюджетов. Если раньше в цене каждого пакета закладывалось, к примеру, $10 на рекламу, то, возможно, имеет смысл снизить этот показатель до $6, а в середине сезона, когда спрос войдет в норму, можно снова поднять рекламный сбор.
- Есть определенное число компаний, которые уже столкнулись или вот-вот столкнутся с острыми финансовыми проблемами. Вполне возможно, что сейчас их можно купить по сходной цене. Насколько они могут быть интересны как приобретение для западных туристских холдингов?
- Не нужно забывать, что хотя холдинги более финансово устойчивы в силу своей разнонаправленности, мировой кризис оказывает влияние и на их инвестиционную политику. Сейчас они будут как никогда осторожны в приобретениях. На российском рынке среди достаточно крупных игроков очень трудно найти компанию с прозрачной финансовой структурой и системой управления. А те редкие компании, у которых с этим все в порядке, скорее всего, не испытывают серьезных проблем и продаваться не захотят. Так что я бы не стал ждать новостей о громких покупках иностранцами российских операторов.
Кроме того, нужно признаться, что на российском туррынке практически нет брендов с мировым именем, которые бы имели максимальную привлекательность для серьезных западных игроков. Есть, скажем так, «полубренды», некоторые из них раскручены больше
Скачать бесплатно фильмы