Главная
→ Новости → Новости "РОССИЯ"
Отдыхать россиянам будет негде
С 2006 года магическим заклинанием звучит на устах журналистов, представителей туристического бизнеса и экономистов, юристов и строителей словосочетание "туристско-рекреационная зона". В связи с наступившим мировым финансовым кризисом, планомерно разваливающим туриндустрию, власти искренне уповают на то, что эти зоны не только спасут отрасль, но и дадут работу сотням тысяч людей, заставят отдыхать в России заядлых путешественников и заманят в нашу страну строптивых и капризных иностранцев. Причем все это без каких-то дополнительных влияний со стороны инвесторов.
Планировалось организовать 7 туристическо-рекреационных зон в Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятия. По плану до 2016 года на создание и развитие особых экономических зон туристическо -рекреационного типа требовалось 325,2 миллиарда рублей, причем из федерального бюджета собирались отпустить около 44,54 миллиардов рублей, чтобы использовать их на строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Но это все были докризисные планы.
Новое финансовое положение страны внесло коррективы в проект развития российского туризма. Из семи туристическо-рекреационных особых экономических зон реальное строительство продолжится лишь в трех - "Бирюзовая Катунь" в Алтайском крае, "Алтайская долина" в Республике Алтай и "Байкальская гавань" в Бурятии. Причем сейчас все эти зоны находятся лишь на стадии проектирования и подготовки к строительным работам. Все, что сейчас можно сделать - это завершить уже начатое и не начинать новые стройки, поскольку денег на них все равно нет. Уповать же на то, что эти зоны станут самоокупаемыми в ближайшие годы, тоже не стоит.
Кормить себя сам может разве что Краснодарский край, да и то в случае, если сейчас весь поток туристов, не побывавших на море в прошлом и позапрошлом годах из-за слишком высокой стоимости заграничного отдыха, рванет к солнечному российскому побережью. Но чуда не случится - по подсчетам экспертов, отдых на море в России летом 2009 года обойдется дороже, чем поездка за границу.
Еще один миф - это то, что туристические зоны помогут бороться с безработицей. Казалось бы, строительство гостиниц для туристов непременно должно дать рабочие места. Сначала для строителей, а затем для обслуживающего персонала, гидов, поваров, официантов и так далее. Однако это мало соответствует действительности. Кто из потерявших работу жителей Центрального региона в поисках лучших зарплат поедет на Байкал или на Алтай за "длинным рублем"? Который и без того в разгар кризиса будет не слишком длинным? О переселении рабочих сил можно забыть - в наших приполярных условиях обеспечение жилья для рабочих обойдется слишком дорого.
И если уж говорить о новых рабочих местах в туристическом бизнесе, то стоит подумать о тех, кого планируют направить туда работать - об уволенных во время кризиса. Кто пойдет работать в новые рестораны и гостиницы? Девочки-дизайнеры? Журналисты? Может быть, но тогда скорее уж гидами. Слесари и сборщики с закрытых автозаводов? Может быть, но тоже на должность слесарей. А в обслуживающий персонал, в администраторы и на рецепшен, в официантки и горничные пойдут те, кто уже не один год работал в магазинах или в РЖД, которая собирается в одном 2009 году сокращать 50 тысяч рабочих мест. И вот представьте старую добрую тетю Зину, полжизни отъездившую проводницей Москва-Анапа, за стойкой в гостинице. С суровым и вечно недовольным видом требующую паспорт у туриста. Поедут в такую "зону" отдыхать иностранные туристы? Разве что за экзотикой и чтобы больше никогда не вернуться. И скорее всего, это будет абсолютно не тот эффект, которого собирались добиться создатели туристическо-рекреационных зон.
Для того, чтобы создать хороший туристический имидж страны и зарабатывать на привлечении внутренних и зарубежных путешественников, необходимо не только снять преграды для въезда в страну и создать хорошую инфраструктуру, необходимо воспитать поколение людей, готовых радушно принимать гостей, и уметь обслуживать их с улыбкой на лице. И на то, чтобы его вырастить, понадобится не 5 и не 10 лет. К сожалению, сейчас высоким уровнем обслуживания ни в столицах, ни на курортах Россия не славится.
21 апреля 2009 г.
Раздел:
Новости "РОССИЯ"
Всего материалов:
6140