Главная
→ Новости → Новости "РОССИЯ"
Еще одно банкротство. Или что остановит демпинг?
Для турагентов очевидно: круг их партнеров-туроператоров на массовых направлениях с каждым годом сужается. Вот и «Мегаполюс» ушел в нишевой туризм. Почему? Потому что есть цель зарабатывать, а в оголтелом демпинге массовки сейчас только тратят. И рассуждают: кто виноват и что делать?
Что касается виноватых, то самая распространенная версия – турки. Мы выразимся политкорректно: производители туруслуг, имеющие «турецкие корни». Именно с их появлением начала внедряться система бизнеса, при которой в России не зарабатывают, а лишь нагнетают турпотоки: выйдешь в ноль на отправке – хорошо, но это не обязательно. Можно и уйти в минус, потому что центр доходности находится в местах отдыха туристов. Дополнительные услуги на курортах, экскурсионка, участие в прибыли ресторанов/магазинов/фабрик, а иногда отелей – и многое другое.
Для иностранных предпринимателей эта система органична. Стали применять ее и наши, только с куда большими трудозатратами: организовать на чужбине прием сложнее, чем отгрузку туристов на чартеры.
«Но даже если бы не это… Помимо двусторонней модели оперейтинга, мне кажется, у турецких компаний есть такое оружие, как масштабная государственная поддержка или другие льготы, – полагает гендиректор «Асент Трэвел» Игорь Козлов. – Возможно, льготные кредиты, рекламные бюджеты или даже прямые инвестиции. Для этой страны туризм – важнейшая сфера экономики. По сути, наши туроператоры сейчас конкурируют с турецким государством, а не только с себе подобными коммерческими структурами. Посмотрите на их цены – где там взяться прибыли? Никакими доходами от экскурсионки не покрыть минусы по программам из десятков городов России на множество курортов разных стран. Можно работать в убыток месяц. Ну два. Но по восемь месяцев в году несколько лет подряд…»
Кто же ответит на такие выпады? Может, «Пегас Туристик»? Слово гендиректору компании Анне Подгорной.
«Начну с того, что наша компания – российская. Я вызываю этим утверждением смех на конференциях, но настаиваю: «Пегас Туристик» – российское юрлицо. О государственных вливаниях из Турции: их нет. Льготные кредиты и инвестиции – миф. Мы получаем только дотации на рекламу, но «национальность» тут ни при чем. Любая компания имела бы аналогичную поддержку, будь у нее такие турпотоки, как у «Пегаса». Теперь о том, «где взяться прибыли». Коллеги не понимают, ну и что? Я вот не понимаю, откуда берется электрический ток, но не отрицаю, что он существует».
Как бы то ни было, «Пегас» и другие ТО, по словам конкурентов, применяют цены массового поражения. Причем уже не только на Востоке. Греция, Испания охвачены тарифными войнами и наряду с Турцией-Египтом оттягивают на себя часть турпотоков с тех направлений, где сами «протурецкие» игроки пока не оперируют. «Что-то похожее было и в европейском аутгоинге, – говорит Игорь Козлов. – Но в какой-то момент они там начали банкротиться и постепенно ушли с рынка – последним был, как вы помните, холдинг VASKO. На мой взгляд, причина в том, что власти стали особенно пристрастны к этим компаниям, заставили соблюдать налоговое законодательство».
Абстрагируясь от национального вопроса, отметим: многие российские туроператоры считают, что рынок надо срочно обелить, а для начала ввести действенную систему фингарантий. И после этого якобы воцарится здравый смысл. «Но прежде должно произойти еще по крайней мере одно, а лучше два громких банкротства, – говорит руководитель «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов. – Тогда страховщики будут тщательнее оценивать риски, изучать экономическую подоплеку компании, и туроператорам с витиеватыми финансовыми схемами станет практически невозможно получать фингарантии по приемлемым тарифам. Таков будет первый шаг к здоровому рынку».
Наталья Меньщикова
автор «ГЛ»
Март. Рекламник. Испания. Просыпаюсь утром в отеле и сразу слышу от соседки по номеру (она из регионального ТА): «Наташ, кто следующий обанкротится?» Вот о чем люди по ночам думают.
5 мая 2011 г.
Раздел:
Новости "РОССИЯ"
Всего материалов:
6140