Главная
→ Новости → Новости "РАЗНОЕ"
Где рост, а где падение
Тенденции лета-2011
В Европе не найти двух похожих туристических направлений. Трудно сравнивать даже Хорватию с Черногорией, не говоря уже об Италии, Португалии или Исландии… Но сейчас просматривается тенденция, общая для европейских рынков. Турпотоки растут; увеличиваются и обороты туроператоров, а вот рентабельность падает – как по элитной Сардинии, так и по бюджетной Праге.
Дипломаты подтверждают
Убедительным подтверждением подъема интереса к Европе могут служить информационные сводки из посольств. Уже в конце весны визовые отделы дипмиссий функционировали на пределе – едва хватало рук, чтобы вовремя обрабатывать заявки от туристов, хотя до пиковых дат было еще далеко.
Нагрузка явно превзошла все прогнозы. Итальянцы, например, готовились встретить новый сезон в сокращенном составе: в целях экономии из консульства были отозваны 16 сотрудников Национального управления по развитию туризма (ENIT), которые занимались оформлением въездных документов. По опыту предыдущих лет казалось, что их поддержка штатным визовикам и не потребуется. Но в мае пришлось дать обратный ход: во избежание очередей десять «енитовцев» снова были поставлены под ружье.
16 человек решено принять на работу в консульский отдел посольства Испании, там тоже назревали авралы. По официальной статистике, в первом квартале 2011-го количество обращений визами на 53,2% превысило показатели за аналогичный период прошлого года.
Туроператоры выражают чиновникам респект за бесперебойную работу и предотвращение возможных срывов в высокий сезон, особенно на итальянском рынке, история которого знает громкие визовые скандалы. «Очередей не было и нет, документы выдаются без задержек», – подтвердила в интервью «ГЛ» замгендиректора компании «Тур Парад» Наталья Соломатина. «В консульстве Испании тоже все спокойно, – сообщила Надежда Рожнова, руководитель профильного департамента фирмы «ИнтАэр». – Впрочем, у нас с визами особых проблем никогда и не было. Работаю на направлении 17 лет, иногда случались авралы, приходилось ждать документы до двух часов ночи, но люди всегда вылетали вовремя. Испанцы ведь сами заинтересованы в увеличении турпотоков, поэтому сейчас готовы больше тратить на персонал».
А вот у консульств скандинавских стран другой подход: в условиях повышенной нагрузки они увеличивали не расходы, но сроки рассмотрения документов. Как сообщила директор отдела Скандинавии «Квинта-тур» Елена Кузнецова, официальных заявлений на эту тему не было – просто, к примеру, датчане стали на пару дней увеличивать сроки оформления, а норвежцы в середине мая принимали документы на визы уже на начало июня.
Маржа не догоняет
Сравнивая динамику реализации туров по различным направлениям, операторы приходят к выводу, что в эпицентре спроса оказалась Восточная Европа: здесь рост клиентских потоков максимален. «В Болгарии – настоящий ажиотаж. Резко увеличиваются объемы по Хорватии и Черногории, – отмечает Михаил Мусинянц, гендиректор «Эрцога». – Именно бывшему «соцлагерю» досталась большая часть клиентуры, отхлынув-
шей с североафриканских направлений».
Между тем низких дат никто не отменял, и на фоне общего положительного тренда эксперты отмечали пробуксовку продаж в конце мая – начале июня. «Вхождение в лето происходит не так уж гладко, – признает первый заместитель гендиректора «Асент Трэвел» Евгений Судьбин. – По той же Хорватии в период с марта по первую половину мая темпы бронирования в два раза превышали прошлогодние. Теперь этот разрыв значительно сократился».
Аналогичная картина – и на других рынках, в том числе не пляжных. «Первые четыре месяца мы значительно опережали докризисные показатели продаж, а сейчас я вижу снижение», – говорит, в частности, Юрий Стоцкий, руководитель компании Vizit Europa, которая активно работает с Чехией.
«На нашем направлении сезон стартовал тоже очень динамично, – подтверждает Феликс Дубовицкий, директор «Алто Сол», туроператора по Португалии. – Групповые туры на майские праздники мы реализовали уже в начале апреля. На стыке весны и лета начался спад – вполне прогнозируемый и несколько усиленный вулканом».
Действительно, если не принимать во внимание легкие рецидивы природных катаклизмов, то июньское затишье вписывается в традиционное «расписание» всплесков и спадов туристической активности, а вот общая глубина продаж значительно выше обычного. «В этом году как никогда много ранних бронирований, – говорит топ-менеджер ICS Travel Group Ольга Герасимова. – Например, по Италии заявки весной поступали даже на сентябрь». И тем не менее прогноз на сезон такой: по численности отправленных туристов участники рынка побьют собственные докризисные рекорды, но по маржинальности вряд ли достигнут показателей за лето-2009. Одна из причин тому – изменение структуры спроса: акценты смещаются в сторону бюджетного продукта.
Стремление к экономии заметно во всех клиентских слоях и на каждом туристическом направлении. «Например, в структуре продаж по Испании растет доля отелей 3*, – говорит Надежда Рожнова. – Люди все чаще рассматривают гостиницу только как место ночлега, а проводить время и тратить деньги предпочитают в других местах». Тут надо сделать оговорку, что «ИнтАэр» сосредоточен на демократичных испанских курортах. Но и специалисты по организации дорогого престижного отдыха тоже констатируют: общий ценовой градус в туризме снижается. «В Тоскане, Сардинии теперь самый спрашиваемый тип размещения – 4*, – говорит Екатерина Федорова, гендиректор компании «Тур Парад» (монооператор по Италии). – Но даже клиенты, которые выбирают гостиницы 5*, все равно ищут способы сократить расходы. Обзванивают множество турфирм, устраивают настоящие тендеры. Если вы не сможете предложить искомый отель по минимальной цене, то не удержите клиента ничем – такие аргументы, как уровень сервиса или престиж, уже не сработают».
Максим Приставко, заместитель председателя совета директоров «Джет-Трэвел», видит аналогичный тренд на Лазурном Берегу Франции: «У туристов просто дело чести выбить скидку. На это нацелены не только люди, приобретающие пакетные туры, но даже индивидуальные туристы. Они не ленятся просмотреть прайсы на сайтах отелей, чтобы потом сравнить их с предложенной нами ценой, изучают предложения авиакомпаний – ни в чем не хотят переплачивать»
«Это последствия кризиса, – продолжает тему Юрий Стоцкий. – У нас на чешском рынке тоже средняя сумма чека снижается – как по бюджетным экскурсионным турам, так и в сфере недешевого оздоровительного отдыха. Раньше люди, выезжающие на лечение в Карловы Вары, денег особенно не считали, теперь же стараются экономить, это заметно. Даже если выбирают привычные дорогие санатории, то сокращают дополнительные расходы – на трансферы, экскурсии, шопинг».
Никто не делает трагедии из желания клиентов платить меньше. И снижение маржинальности компенсировалось бы естественным ростом турпотоков, но этому препятствует дисбаланс между спросом и предло-
жением на рынке.
Так не договаривались
Практика раз за разом подтверждает, что конкуренты на туристическом рынке никогда не могут договориться, даже ради взаимной выгоды. Один из примеров – торги «Аэрофлота» по Карловым Варам на лето-2011. Участники этого процесса в кулуарах говорят, что между ними была договоренность о согласованных действиях на торгах – сколько взять и по каким ценам. Но спутала карты компания «Звезда Странствий». На чешском рынке она знаменита тем, что ожесточенно торговалась за блоки нацперевозчика на Карловы Вары в прошлом году, повысила цены настолько, что сама была вынуждена отказаться от полученных емкостей. В результате торги пришлось повторить.
В этом году ситуация развивалась не столь драматично. Однако «Звезда» играла в своем стиле, и подняла цены на трассе до ?500. «Всем сорвала торги и сама взяла перевозку по завышенным тарифам», – говорят конкуренты.
Про амбиции
Профицит перевозки уже воспринимается как нормальное для отрасли явление. Но особенность текущего сезона в том, что горение воздуха перекидывается с поточных направлений на страны индивидуального туризма.
Эксперты с ностальгией вспоминают кризисный 2009 год. «Тогда участники рынка под впечатлением тотальных финансовых катаклизмов сильно поумерили амбиции, спланировали программы в соответствии со спросом, и многим удалось заработать, – говорит Евгений Судьбин. – Но прошлым летом снова началась чартерная эскалация, а теперь она еще более усилилась».
«По моим оценкам, объем перевозки в Испанию вырос раза в два, – говорит Надежда Рожнова. – В частности, из Москвы в Барселону еженедельно выполняются 40 авиарейсов, эту статистику мы готовили для генконсульства России в Барселоне». «На итальянском рынке «воздух», сейчас в таком избытке, что численность авиакресел следовало бы сократить как минимум на треть, – говорит Ольга Герасимова. – На направлении появились перевозчики, чьи имена раньше никто в Италии не слышал. I Fly, Nord Wind… Создается впечатление, что туроператоры задействовали все самолеты, которые только смогли найти». «По Хорватии говорить о соотношении спроса и предложения можно будет только во второй половине июня, когда взлетит (или не взлетит) вся заявленная туроператорами эскадрилья, – утверждает Евгений Судьбин. – Но по Черногории проблема уже очевидна и достаточно остра».
Избыток воздуха не везде объясняется завышенными аппетитами турфирм, на многих рынках сказываются и амбиции самих авиакомпаний. Неожиданный пример – Португалия. Здесь резко активизировалась «Трансаэро»: в дополнение к традиционным рейсам на Фуншал (курорт Алгарве) начала полеты в Лиссабон, а в конце июня в расписании добавится и Мадейра. В ответ TAP Portugal увеличила периодичность рейсов на Лиссабон с прошлогодних семи до девяти. «Цены у «Трансаэро» сейчас рекламные – евро на 30 ниже, чем у португальского перевозчика, – говорит Елена Миролюбова, начальник европейского департамента «Квинта-тур». – Но общая конкурентная ситуация для рынка неблагоприятна. По крайней мере, расширение по Лиссабону было явно лишним, всем вполне хватало прошлогодних семи рейсов».
В чем конкретно проблема для турфирм? Поясняет Феликс Дубовицкий: «Авиакомпаниям приходится как-то грузить избыточные рейсы. Особенно сложно приходится португальцам – с их-то объемами. Уже в мае в открытой продаже появились билеты в столицу страны по тем же тарифам, по которым в апреле мы брали блоки. В этой ситуации для нас возможный выход – переговоры с авиакомпанией для уменьшения контрактных емкостей либо снижения стоимости блока».
А самый сложный случай – многоуровневый конфликт интересов авиакомпаний и туроператоров-заказчиков. Именно такая «засада» на чешском рынке. Когда-то в Прагу людей возили только прямыми рейсами «Аэрофлота», но теперь вокруг столицы – целое кольцо чартерных точек: Пардубице, Брно, а с этого сезона еще и Дрезден. Этот последний пункт назначения появился как следствие того, что компанию Sky Express не допустили к полетам на Пардубице (якобы воспротивился назначенный перевозчик «Трансаэро»), а «Якутию» сняли с трассы на Брно – по одной из версий этому содействовал чешский конкурент Czech Connect Airlines. Альтернативой оказался именно Дрезден. Неопределенность с допусками, задержки вылетов, многочасовые сидения клиентов в аэропорту… «И демпинг. В результате всех этих событий на направлении образовался избыток воздуха, – говорит Андрей Сутулин, директор по развитию «Веди Тур Групп». – Туры в Прагу с вылетом до Брно сейчас предлагаются по очень низким ценам, что создает общий дисбаланс на рынке».
Интернет как конкурент
Уход клиентов в Интернет воспринимается как одна из главных угроз туроператорскому бизнесу. По мнению экспертов, есть способ противостоять этому тренду, – предлагать услуги по ценам, недоступным в режиме прямого бронирования, а в идеале еще и эксклюзивный сервис. «Мы специализируемся на организации индивидуальных туров в Европу, – говорит руководитель профильного отдела «Арт-Тур» Лиана Кочарян. – К нам обращаются люди, которые точно знают, чего они хотят, и что сколько стоит. Их не сдерживают бюрократические препоны – у большинства есть мультивизы. А туроператор им нужен для экономии времени, создания креативных программ, получения особого сервиса. Например, билетов на мероприятия, которые сложно достать, экшенов типа соколиной охоты с дегустацией виски. Но при этом все предложения должны быть конкурентоспособны по цене: секретари VIP-клиентов просматривают Интернет-ресурсы, анализируют цены. Предложенные вами цены на отели и авиабилеты в идеале должны быть ниже, ч, к примеру, на booking.com»
Будет дороже
На фоне общего роста турпотоков, который усиливается популистскими ценами из-за профицита перевозки, назревает еще одна проблема: нехватка номерного фонда. «В Болгарии самые популярные отели стали останавливать продажи еще до завершения акций раннего бронирования, – приводит пример Дмитрий Черепов, заместитель гендиректора по продвижению и региональному развитию «НТК Интурист». – Столь массовых и глубоких стоп-сейлов на направлении не было никогда. Спасает то, что в стране построено много новых объектов размещения, и на замену одним гостиницам всегда можно найти другие – возможно, не раскрученные, но сопоставимые по уровню сервиса. Выручают также апарт-отели, этот вариант размещения набирает популярность среди российских клиентов».
В Хорватии сложнее – там качественная наземка ограничена, и как только были заявлены чартерные планы туроператоров, эксперты отметили: кресел на направлении больше чем кроватей. Перебои с «землей» ожидаются и в Испании. Дефицит будет точно, говорят специалисты направления, уж в мае было очень трудно подыскать места в востребованных объектах размещения. «А в некоторых хитовых отелях Португалии сложно найти номера даже на июль-август», – говорит Елена Миролюбова.
В чем специфика сезона: в отличие от спроса цены на размещение растут незначительно. «Турпакет дорожает в основном за счет транспортной составляющей, – говорит вице-президет «Компании Лужники Тревел» Сергей Кильдяшев. – Цены на перевозку растут повсеместно, хотя и в разной степени: например, по Кипру рост тарифов составил в среднем 10–15%, Хорватии – все 20. Что же касается отельеров, то они пока не склонны индексировать прайсы. Многие гостиничные контракты заключались еще до событий на Арабском Востоке, когда ажиотажа на европейских рынках никто не предвидел». А кроме того, в памяти партнеров еще жив кризис, они осторожны. «Но уже в следующем году под впечатлениями от горячего лета-2011 они вполне могут повести себя более жестко, – считает Андрей Сутулин. – И в плане цен, и по части условий бронирования».
В Исландию. Cейчас
Очередное извержение вулкана в мае создало кратковременный стресс на исландском направлении, но в целом туроператоры по этой «экзотической» дестинации отмечают устойчивый рост продаж. «Клиенты пользуются моментом, чтобы сэкономить, – говорит Елена Кузнецова, руководитель скандинавского департамента «Квинта-тур». – Дело в том, что Исландия вошла в финансовый кризис как страна-банкрот, крона резко подешевела, а вслед за ней и туруслуги».
В этом сезоне пакетные цены здесь начинаются от ?1800 с человека – на ?300– 400 меньше, чем в 2008 году. Но курс национальной валюты уже ползет вверх, и многие клиенты понимают: если ехать в Исландию, то прямо сейчас.
Иностранцы – мягче
На тех направлениях, где представлена только регулярка назначенных перевозчиков, прослеживается тенденция: инокомпании проявляют больше лояльности к российским туроператорам, нежели «Аэрофлот». «Один из примеров – Париж, – говорит директор по туризму Travelsystem Ирина Лурье. – У Air France кресла в блоке экономичнее примерно на ?40, а наш нацперевозчик оказался дороже из-за торгов. Плюс к тому у французской компании можно бронировать различное количество мест на рейсах в зависимости периода, то есть повышать объем в высокие даты и сокращать в низкие, тогда как у «Аэрофлота» вы берете фиксированные блоки на весь сезон. И еще один важный момент: Air France уже сейчас подтвердил нам места на Новый год. Аналогичная ситуация на чешском направлении: с CSA по Праге работать проще и дешевле». «Мы тоже основные объемы ориентируем на CSA, – продолжает тему Андрей Сутулин. – В результате аукционного распределения блоков «Аэрофлот» оказался дороже процентов на двадцать пять». «Это характерно для большинства направлений, – признает Максим Приставко. – Иностранные перевозчики более гибкие в отношении заказчиков из туроператорской среды».
Наталья Меньщикова,
автор «ГЛ»
Все объективные факторы в этом сезоне складываются в пользу туроператоров по Европе. Но такая субъективная вещь, как их собственные амбиции, как всегда путает карты. И козырного туза бьет джокер.
23 июня 2011 г.
Раздел:
Новости "РАЗНОЕ"
Всего материалов:
6140