Главная
→ Новости → Новости "РОССИЯ"
НЕНАСЫТНОСТЬ ПОГУБИТ ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК
Генеральный директор «Болеро Тур» Арам АНТОНЯН считает, что ситуация на рынке близка к пиковой.
Нужно что-то предпринимать для общего оздоровления туристического бизнеса, иначе нас ждут большие потрясения.
_ Я с интересом прочел свежий номер «ТУРИНФО». Практически все рассуждения Эдуарда Кузнецова в интервью журналу _ правда. Горькая правда, к сожалению. Примерно с 2006 года у крупных операторов тормоза отказали совсем. Индивидуальные направления попали под каток. Вот, скажем, Мексика никогда не была массовым направлением, в самых страшных снах невозможно было представить, что из Мексики сделают Египет. Крестовый поход с южным акцентом с нереальной ненасытностью кидается на каждое новое направление и уничтожает такими темпами, что реально не понимаешь, это профессиональный садизм или мазохизм. Где появляются эти господа, там остаются руины. А логика работы у них такая: если мы пришли, то будем единственные, и все должно быть ниже плинтуса по стоимости. У крестоносцев с юга четкая политика: если я зашел на направление, то это все мое. Демпингуют, создают ажиотаж. Главное – не результат. Главное – это все мое!
_ Примерно так же вел себя «Капитал-Тур»?
_ Беда «Капитала» в другом _ просто компания определенной весовой категории взяла на себя больше, чем могла поднять. Любое направление связано с инвестициями. Кредиты надо не просто возвращать, надо обеспечивать ежемесячный платеж. Неважно, как, важно выцарапать минимальную сумму на этот месяц. То, что можно потерять по результатам года $3-4 млн, не волнует. Зато фирма выглядит как добропорядочный кредитоплательщик. Через год они перекредитуются, пирамида растет дальше. А когда уже негде перекредитоваться, случается «Капитал», «Турбазар» и так далее. Я не считаю их шарлатанами, мне их жаль. Я с уважением отношусь к Инне Бельтюковой как к профессионалу. Мне просто кажется, что они на этот раз немного не рассчитали… Не успели. Просто не успели.
_ В чем в целом заключается нездоровое состояние рынка? Какие механизмы его улучшения можно найти?
_ Главная чума _ демпинг. Нездоровый, абсурдный, дикий… Если кто-то сможет это затормозить _ ситуация изменится. Если мы не обратим на это внимания, будет катастрофа. Нужен некий антидемпинговый комитет, с участием профессионалов этого бизнеса, хоть с какими-то полномочиями, чтобы тормозить крупняков, которые пытаются ломать направления. Непонятно одно _ кто сможет создать такую структуру? Все в этой игре. Вот если будет некий закон, который будет штрафовать оператора, например, за то, что он вошел в Мексику и изуродовал этот рынок, то в следующий раз компания будет максимально аккуратной.
_ Как вы относитесь к идее создания саморегулируемой организации?
_ Инициативные люди _ из тех, кому этот бизнес важен, а не из тех, кто собирает взносы, _ могли бы создать какую-то команду, чтобы все привести в порядок. Но для этого, мне кажется, надо все разрушить и заново собрать. В то же время, если 20-30-50 компаний объединятся в саморегулируемую организацию (СРО), это будет защита интересов только этих компаний. Опять какая-то местечковость. А нужно же понимать, что с бизнесом глобально плохо! И потом _ а кто должен собраться в СРО? Сразу появится некая компания, которая скажет _ а я делаю, что хочу. Что в ответ сделает СРО? Будет давить этого конкурента, но как? Тем же демпингом в итоге.
_ Но есть уже действующие организации _ РСТ, АТОР…
_ Мне кажется, все эти ассоциации созданы только для сборов взносов и удовлетворения амбиций каких-то людей. По логике руководителей АТОРа, если ты не платишь взносы, то ты не оператор. Я не хочу туда вступать. Зачем? Я не очень понимаю, почему они называются Ассоциацией туроператоров России. Не слишком ли громкое название? Пусть тогда назовутся «Ассоциацией туроператоров России, которые платят членские взносы». Так будет честно. Я как-то обратился к одному из руководителей АТОРа за помощью, мне ответили: ты у нас не числишься, не платишь членские взносы _ разбирайся сам.
Вот «Капитал-Тур» разве не платил взносы?! А когда у них случилась беда, в первую очередь на них накинулись именно члены АТОРа. Где чувство солидарности? Как волки, один захромал _ его загрызут.
Есть поговорка _ когда бык падает, мясников вокруг становится больше. В нашем туризме то же самое. Когда с «Капиталом» такое случилось, мне было стыдно смотреть на реакцию рынка и на поведение некоторых своих коллег.
_ Главную проблему все же представляет демпинг?
_ Да, это так. Кроме того, сейчас спрос меньше предложения. А должно быть наоборот, тогда легко работать. И как только на каком-то направлении появляется правильное соотношение спроса и предложения, моментально какая-то авиакомпания, или потрясающий оператор, или какой-то пул потрясающих операторов ставят на направление 18, 20, 30 рейсов, и мы вдруг обнаруживаем, что все рушится. Мы выясняем, что очередные алчные гиганты туристической мысли взяли пачками места и не могут продать. Горят страшным пламенем. Ну, такой «бизнес по-нашенски». Вот тогда авиабилет, себестоимость которого $1 тыс., можно продать за $250… Полное веселье.
_ Есть же понятие высокого и низкого сезона…
_ Друзья мои, год _ это не только Новый год! Эдуард Кузнецов правильно говорит, что майских праздников уже нет. Нельзя ориентироваться только на высокий сезон. К тому же около 30% клиентов ушли с рынка _ они сами заказывают себе путешествия, без посредничества агентств. При этом раньше у нас были клиенты из Казахстана, Украины, Белоруссии, потому что их рынок был неразвит. Теперь они справляются сами. Обо всем этом тоже никто не думает.
Есть еще одна большая проблема _ потеря доверия. Доверия наших партнеров. Доверия наших клиентов. Клиенты уходят. Причин много, двумя словами не объяснить, знаю одно: если не остановиться и серьезно не подумать о престиже нашего бизнеса, то, боюсь, будет поздно!
_ Договориться на рынке можно?
_ В 2008 году у нас были блоки на Бали. Продажи шли ровно, ничто не предвещало катастрофы. Приближались ноябрьские праздники. И вдруг начались возвраты и отказы от туристов и агентств. Непонятно ничего. Начинаем изучать предложения, обнаруживаем, что компания «Трансаэро Турс», у которой, по всей вероятности, мест оказалось намного больше, чем она могла освоить, начала такой демпинг, что никому мало не показалось.
Я обратился к руководству «Трансаэро Турс» с предложением договориться, но у них тоже пожар, они не слышат ничего. Вот и потянулось направление к такому краху, что после этого полгода продажи на Бали лихорадило.
Причина всего _ наша патологическая ненасытность.
С авиакомпаниями разговор, как со стеной. Могут аннулировать рейс и ни за что не отвечать. У твоих клиентов все оплачено, а они предлагают им лететь через четыре дня. Ну, судись… Но в суды никто не лезет, потому что все работают с этими компаниями и не хотят ссориться. При этом многие авиакомпании не дают комиссию агентствам, с которыми работают. Почему-то решили, что мы не коммерческие организации, а как минимум легионы матери Терезы. В итоге фирмы занимаются бронированием авиабилетов фактически бесплатно. Слава Богу, уже два года как наш родной Аэрофлот вернулся к выплате комиссий агентствам. Не знаю, надолго ли.
_ За «Капиталом» могут последовать и другие. Чего ждать к осени?
_ Между крупными компаниями действительно дикая конкуренция, возможно, все их действия имеют не только экономический фундамент, но и цель давить кого-то… Мне эти игры непонятны. Мы стараемся конкурировать с хорошими идеями и с хорошими, однозначно реальными ценами, а не мочить друг друга.
Осень не показатель. Многие выживают за счет новогодних продаж. Я точно скажу, до январских праздников больших потрясений не будет. Но потом ждите новостей. Возможно, кто-то рухнет… Кто? _ это как в мультфильме: «Я не скажу, кто это был, хотя это был слоненок». Таких «слоненков» у нас штук пять наберется… не хотел бы называть имена, но это могут быть те, краха которых и не ждут. Поверьте, я бы не хотел, чтобы так случилось. Ведь все это бьет по всем. У нас очень событийно-зависимый бизнес.
В некоторых европейских странах, в частности, если не ошибаюсь, в некоторых землях Германии, к примеру, агентство можно создать только в конкретных географических границах. Я работаю в этом районе _ и другой тут уже не может открыться. Зато у агентства есть свой план и клиентура. И нет нездоровой конкуренции, аппетиты агентства ограничивают, чтобы оно не набирало кредитов и не творило чудес. Там есть государство, которое грамотно все регулирует, причем преследуя и свои интересы, ведь правильно развивающаяся компания _ хороший налогоплательщик. Надо туда оглядываться, изучать западные механизмы! Не за один день они это придумали, это же опыт! Почему мы им не пользуемся?! А мы, вместо того чтобы думать о клиентах, чем-то его заинтересовывать, добиваем друг друга, демпингуя.
_ Государство пытается регулировать рынок. Сейчас Госдума рассматривает поправки к Закону о туристической деятельности. Хотя эксперты уверены, что предлагаемые изменения в Законе ударят по всем участникам рынка…
_ Заботы о сфере туризма нет. Кстати _ почему у нас туризм относится к Министерству спорта? Уж логичнее было бы отдать его Министерству здравоохранения. Один грамотно составленный тур полезнее, чем гора таблеток.
Что касается вмешательства государства, то, боюсь, эффект будет обратный. Взять эти поправки к Закону о туризме. Меня очень интересует вопрос: люди, которые их писали, хоть раз хоть одного человека за границу отправляли? Мне кажется, нет. Я же не пишу букварь на суахили. Нас учат китайскому языку люди, не знающие этого языка.
_ Самая обсуждаемая поправка к Закону _ предложение переложить ответственность перед туристом с агентств на операторов. Как вы оцениваете такое нововведение?
_ Я не знаю, кому пришел в голову этот маразм. Поправки нереализуемы, даже с юридической точки зрения. Я, клиент, заключаю договор с конкретным юрлицом и плачу ему. Значит, оно и должно отвечать… И потом, оператору, что же, придется расплачиваться за то, что сотрудники агентств предлагают от его имени клиентам? Поймите, отношение к бизнесу очень несерьезное. Богатые люди дарят любовницам на день рождения турфирмы, а потом подобные фирмы начинают продавать наши туры. Можете себе представить, что там творится. Через очень короткое время они разоряются, не знают, что делать… А кто будет отвечать за такой непрофессионализм? Господа, кушать _ не готовить! Если я люблю вкусно кушать, это не значит, что я хороший повар.
Бизнес туризма рушится. В смысле: рушится то, что у нас до сих пор было. Хотя я пытаюсь уговорить себя, что бизнес обновляется, получает новые формы, ставит новые задачи, выполняет это все по-новому… Не знаю. «Фукусимы» не будет, конечно, но пока трясет конкретно…
СПРАВКА:
Туроператор «БОЛЕРО ТУР»
Год создания 1999
60 сотрудников
Основные направления: Европа, Юго-Восточная Азия, Африка, круизы, авиабилеты по всему миру
Член IATA
СПРАВКА:
Арам АНТОНЯН
Образование _ высшее, Ереванская государственная консерватория
Генеральный директор «Болеро Тур»
14 июля 2011 г.
Раздел:
Новости "РОССИЯ"
Всего материалов:
6140