Главная
→ Новости → Новости "ЗАРУБЕЖ"
Египет упал и не поднялся
За прошедший год рынок столкнулся со множеством трудностей. О том, как российский туристический бизнес отработал этот сезон, - президент компании «Натали Турс» Владимир ВОРОБЬЕВ.
- Как вы в целом оцениваете итоги сезона?
_ Объемы по отправке туристов продолжали расти, на некоторых направлениях на 60-70% по сравнению с сезоном прошлого года. Это объясняется тем, что предложения становятся все более привлекательными для потребителя, конкуренция обостряется, появилось множество прямых рейсов из регионов, что, естественно, снижает отпускные цены на турпакеты. Однако одновременно наметилась и тенденция на снижение рентабельности бизнеса. С точки зрения финансовых результатов сезон не оказался провальным, но и не перекрыл показателей прошлого года.
- Почему снизилась рентабельность?
_ Рентабельность бизнеса коррелируется с конкурентной средой. С одной стороны, продажи растут, но перепроизводство порождает свои проблемы. В Москве они проявились не так сильно, спрос и предложение по большинству направлений были сбалансированы. Поэтому рентабельность вылетов из Москвы практически не уступает прошлогодней, а по некоторым направлениям даже превышает ее. Большие трудности из-за избытка перевозки возникли в этом году именно в регионах, где несколько крупных федеральных операторов одновременно ставят свои программы на одни и те же направления.
- Региональные операторы жалуются, что крупные федералы мешают работать. Как вы смотрите на эту ситуацию?
_ По всей видимости, местные компании предаются ностальгическим воспоминаниям. Сегодня в регионах практически не осталось своих операторов по выездному туризму. Большинство региональных фирм переквалифицировались в структуры, которые обслуживают потоки федералов. Возможно, кто-то и продолжает заниматься туроператорской деятельностью, продавая какое-то нишевое направление, вроде Чехии или Израиля, но что касается массовых стран, то местным компаниям, как правило, гораздо удобнее работать с нами.
- Можно ли говорить о восстановлении Египта по итогам лета?
_ Безусловно нет, что бы ни говорили крупные операторы, которые лидируют по продажам в Египте. Они выдают желаемое за действительное, ссылаясь, естественно, на число туристов, которых уже удалось туда отправить. Однако если посмотреть на рентабельность, то ситуация неутешительная. По объемам стала немного восстанавливаться Хургада, но Шарм-эль-Шейх находится поистине в кризисном состоянии.
- Операторы, наученные горьким опытом весны, наверняка заложили какие-то риски и подстраховались на высокий сезон…
_ Не думаю. В России во главе многих компаний стоят либо собственники бизнеса, которые руководствуются не очевидными финансовыми показателями, а какими-то личными амбициями, либо менеджеры, которые, видимо, не несут ответственности за финансовые показатели. Поэтому история с Египтом никого ничему не научила. Летом все лидеры рынка кинулись вкладывать средства в отели, брать гарантии…
- Но, возможно, в наступающем сезоне операторам удастся выполнить свои обязательства…
_ Конечно, может сработать отложенный спрос, то есть туристы, которые не смогли слетать в Египет в феврале и марте, просто перенесут свой отпуск на осень и зиму. Но ожидать этого стоит только в случае, если на египетском направлении стабилизируется политическая ситуация, что маловероятно. Заключая контракты на зиму, все считали, что все сложности уже позади: революционное движение успокоилось, выборы назначены на сентябрь, а «братья мусульмане» не будут в них участвовать. Однако сейчас все кардинально поменялось: выборы перенесены на неопределенный срок, радикальные объединения начали проявлять активность... Кроме того, в последний месяц на Востоке было затишье из-за Рамадана, а сейчас в арабском мире поговаривают, что скоро начнутся новые волнения. Ситуация нагнетается. Понятно, что все это может крайне негативно отразиться на турбизнесе, ведь даже после беспорядков в Бангкоке, которые несравнимы по масштабам с египетскими, тайское направление восстанавливалось больше года.
- А как менялись цены?
_ С ценами ничего особенного не произошло. Сейчас бизнес начал концентрироваться вокруг Хургады, где ситуация с заполняемостью отелей не катастрофическая: этим летом загрузка там составляла 60%, что вполне нормально. В Шарм-эль-Шейхе пусто. Отели в Хургаде не корректировали цены в сторону понижения. Повышения также не произошло. Однако базовые цены на пакеты все равно повысились из-за того, что перевозка подорожала в среднем на 100 долларов, и это может сказаться на спросе египетского направления. Но тут есть выход: где-то со второй недели сентября загрузка в отелях начет падать, и можно ожидать волну спецпредложений от отелей.
- Куда полетели туристы, отказавшиеся от Египта?
_ По нашим оценкам, примерно половина из них осталась дома, а вот другая выбрала Таиланд и ОАЭ. Причем рост спроса на Эмираты продолжился даже после возобновления полетов в Египет. Конечно, это более дорогой отдых, но все-таки в Египет приезжают не только за бюджетным отдыхом. Примерно10% туристов, традиционно отдыхавших в Египте, переориентировались на ОАЭ, что привело к двукратному росту объемов на этом направлении. Но учтите: турист, который слетал в ОАЭ, при сохранении своего уровня зарплаты, уже не вернется в Египет! Сравнение не в пользу Египта. К тому же в Эмиратах есть не только отели уровня Deluxe, но и более экономные варианты в той же Фуджейре, где цены достаточно низкие, а сервис выше, чем египетский. Что касается Таиланда, то некоторые крупные операторы просто переставили свои самолеты на Бангкок, и там, как и год назад, были побиты очередные рекорды по числу российских туристов.
- Кто выиграл от этих перераспределений?
_ Сейчас не осталось операторов федерального уровня, специализирующихся на каком-то одном направлении. Компании, которые занимались по преимуществу Египтом, смогли возместить свои потери где-то еще. Я могу судить по нашим продажам. С точки зрения прибыльности «Натали Турс» не потеряла ничего в этой ситуации, а наоборот, выиграла, например на ОАЭ. На тайском направлении мы скорректировались в сторону увеличения. Часть потока переориентировали на Испанию, и успешно.
- Ждут ли рынок новые банкротства, связанные, в том числе, с ситуацией в Египте?
_ Я не думаю, что Египет сильно дестабилизирует отрасль. Туры туда продавали в основном крупные компании, с хорошим запасом прочности, и их положение не будет подорвано. Дело в другом: важно иметь в виду, что все операторы при правильном ведении дел обладают избыточной финансовой ликвидностью. Деньги поступают заранее, и мы проводим все операции с большим временным запасом. В критических случаях оператор может достаточно долго балансировать на грани. Поэтому трудности, которые возникли в 2008 году, могут проявиться именно сейчас, яркий тому пример _ «Лужники Тревел». То, что у них возникли проблемы, было известно еще в 2008 году, но неразрешимыми они стали только теперь. Каких-то громких банкротств я не предвижу. Однако мне кажется, что компании второго и третьего эшелона ждет тихий уход. В частности, на греческом направлении в этом году была достаточно тяжелая ситуация, и операторы, которые переоценили здесь свои возможности, могли серьезно пострадать.
- А как вы оцениваете ситуацию, когда компании уходят с рынка массового туризма в индивидуальный, как это сделал «Мегаполюс Турс», ссылаясь на невозможность работать по белым западным схемам на нашем рынке…
_ Я думаю, это вообще нормальная ситуация, когда собственники посчитали целесообразным свернуть на какое-то время деятельность. Вообще, многие компании перестали заниматься массовыми направлениями. Или те же TUI. Они же работают по Москве, а в регионы не лезут. Занимаются тем, что, по их мнению, на данном этапе привлекательно с финансовой точки зрения, и не идут туда, где обостряется конкуренция.
- Какова сейчас основная стратегия крупнейших операторов? Pegas Touristik летает отовсюду, тот же TUI _ нет… К чему движется рынок?
_ Я думаю, менеджеры TUI понимают, что вошли на российский рынок надолго, а потому им нет необходимости совершать какие-то резкие движения. Все надо делать поступательно, и тогда, когда для этого есть предпосылки. А многие российские операторы живут сегодняшним днем, не задумываясь о том, что будет завтра или послезавтра. Они рассуждают так _ главное, чтобы сегодня все говорили: «О, Рамазан-бей какой крутой!».
- Вы видите в этом отличие нашей и западной модели поведения?…
_ Рынок выездного туризма в России _ это турецкая стратегия. Запад с этой болезнью справился. Справимся и мы.
- Как вы оцениваете прошедший сезон для операторов, работающих в индивидуальном туризме?
_ Вполне естественно, что с ростом уровня благосостояния число их клиентов будет увеличиваться. Однако эти клиенты, по мере повышения уровня компьютерной грамотности, будут уходить в Интернет. Я не берусь сказать, создает ли самостоятельность туристов какие-то проблемы _ мы их не ощущаем, ведь у нас в стране пока нет лоукостеров, и поэтому, сколько бы информации ни выдавали интернет-сайты, нам они не мешают. Это не конкуренция на данном этапе. С точки зрения конечного продукта (отель _ трансфер _ перелет) операторы не имеют конкуренции по цене.
- Горнолыжка жалуется на самостоятельность туристов. По данным компаний, 30% клиентов, отправившихся в Австрию , предпочли самостоятельное «плавание»…
_ Есть такие направления, где изначально делается ставка на индивидуальных туристов. Представители турофисов говорят, что операторам здесь делать нечего, так как отели по преимуществу настроены на прямые контакты с туристами. Например, это горнолыжная Франция. Но есть направления, вроде Андорры или Италии, где ощущается дефицит и с перевозкой, и с отельной базой, _ вот там потребность в туроператорах большая. Почему отток в Австрии? Можно дешево долететь до Германии, а оттуда рукой подать до Австрии… Возможно, в этом причина, туристы летают сами. Кроме того, есть и отели, которые имеют дело только с индивидуалами, через какой-нибудь Booking.com. Вообще, чтобы у нас в стране развивалось самостоятельное бронирование, нужны соответствующие условия, те же лоукостеры. Пользователи есть, и мы видим определенный тренд, но в большей степени это городские отели - та же Барселона, например, _ и в меньшей степени пляжные отели.
- Какие страны или направления в сезоне оказались проблемными, а какие, наоборот, успешными?
_ В Греции идет война до последней капли крови между операторами. В этом году активно подключились к событиям TEZ TOUR и «Библио-Глобус», поэтому греки и заявляют, что у них все удачно, большие объемы. Но фактически получается, что эти объемы слишком дорого обходятся туроператорам.
Достаточно благоприятная ситуация складывалась на всех остальных европейских направлениях, которыми мы занимаемся, - Италия, Кипр и Испания. На них есть спрос и растут объемы, не сопровождаемые снижением маржинальных показателей. Возможно, это связано, с одной стороны, с тем, что каждое из этих направлений неплохо структурировано, с точки зрения игроков. С другой стороны, там все-таки существует определенный дефицит отельной базы. Поэтому нельзя с чемоданом денег приехать и полностью разрушить текущую ситуацию, как это можно сделать, например, в Греции, и начать конкурентную борьбу.
Турция хорошо стартовала, а в августе все грохнулось. Рейсы стали снимать. Высокие цены, рынок их не принимает. Есть надежда, что в сентябре ситуация немного выправится. Не знаю, о каком росте сейчас отрапортуют турки, но направление в плачевном состоянии. Уровень цен перестал соответствовать качеству, люди летают туда по инерции, что и спровоцировало рост объемов на других направлениях в августе. Туркам не удается выйти на приемлемый уровень цены и качества. Август _ это традиционный месяц для отпусков. Во многих странах цены высокие, а в Турции _ самые высокие цены именно в августе. Но это случилось не сейчас _ два года назад было то же самое. А общая тенденция сейчас такова: турист в августе не готов платить любые деньги. Тот, кто денег не считает, скорее, улетит в Сан-Ремо. А на массовых направлениях люди деньги считают и могут переносить свой отпуск. Поэтому август оказался непростым и, возможно, что турецкое направление третий год подряд не порадует операторов хорошими итогами.
Есть направления не летние, а круглогодичные, они летом показывают неплохие финансовые результаты: Доминикана, Куба. Количество рейсов становится приемлемым. Спрос потихонечку догоняет производство.
- Ваш прогноз на зиму?
_ С горными лыжами ситуация будет хорошей _ тут всегда стабильные потоки туристов. Смущает, правда, что некоторые операторы пытаются стимулировать региональный поток в ту же Австрию и Италию. Это не очень понятно, потому что, если брать Екатеринбург, то поедут ли оттуда люди? Там хорошая «каталка» и в окрестностях...
Доминикана, Мексика, Куба, дальние направления _ здесь не ожидается больших проблем. Единственное, сейчас прошла информация, что Pegas стал ставить прямые рейсы из Новосибирска и Екатеринбурга, но думаю, это крайне рискованно, и может быть оправдано только тем, что самолеты просто больше некуда ставить. Однако если это действительно произойдет, то выступит дестабилизирующим фактором.
По Арабским Эмиратам прогнозирую продолжение серьезного роста объемов, примерно 60_80 %. Это обусловлено рядом причин, в том числе и ситуацией и на египетском направлении, но в первую очередь _ постановкой большого количества региональных рейсов. Сезон пройдет под знаком борьбы за третье место, где схлестнутся TEZ TOUR и "Библио-Глобус". При всей моей симпатии к TEZ TOUR мне кажется, что третье место достанется "Библио-Глобусу". Если на стороне TEZ TOUR технологии и раскрученный бренд, на стороне "Библио-Глобуса" _ активный демпинг и более сильная принимающая сторона.
Все операторы главным образом будут меряться силами на двух супермассовых направлениях _ Египет и Таиланд. С точки зрения текущей ситуации тайское направление представляется более стабильным. В прошлом году объемы выросли очень существенно, и в этом году тоже. Операторы из 15 или 18 городов вылета схлестнутся, но в целом, я считаю, шансы у направления в настоящем сезоне очень неплохие.
По моим прогнозам, рынок ожидает серьезный передел на египетском направлении. Думаю, что демпинговых войн не избежать. В первую очередь удар будет направлен по позициям, которые в свое время занял Pegas, и здесь, мне кажется, TEZ TOUR, ТUI, «Библио-Глобус» не побоятся действовать агрессивно. Поэтому _ если не произойдет каких-то суперсобытий, способных вызвать запрет перевозок _ операторы будут биться. В плюсе окажется потребитель _ значительно снизится стоимость отдыха.
--------------------------------------------------------------------------------
Интервью подготовили Марина ЛЕПИНА и Серафима РОДИОНОВА
21 сентября 2011 г.
Раздел:
Новости "ЗАРУБЕЖ"
Всего материалов:
6140